Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические методы




Упражнение. Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий в целях овладения умениями и навыками или повышения их качества.

Обычно выделяют специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называют многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то их называют производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Широко используются устные упражнения, которые связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Устные упражнения используются в целях овладения техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся. Письменные упражнения (стилисти­ческие, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т.д.) применяются для формирования, развития и упрочения необходимых умений и навыков. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, которые используются при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения.

Лабораторно-практические упражнения направлены на овладение навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием


(приборами, измерительной аппаратурой), развитие конструкторско-технических умений. Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными: к первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов, а вторые предусматривают выполнение производственно трудовых дел или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали или устройства и т.п.),

Необходимо соблюдать дидактическую последовательность при выполнении упражнений:

1.Упражнения, которые обеспечивают прочное усвоение знаний, направлены на запоминание учебного материала.

2. Упражнения с целью проверки качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала.

3. Упражнения для выработки умений по применению знаний в практической деятельности.

4. Упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний.

Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приемов, способами практического действия. Развивающий эффект метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании разнообразных способностей. Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, самообладание.

Лабораторные работы применяются в сочетании с наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним применяются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям. Лабораторные работы дают возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивают превосходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.

Проблемный (исследовательский) лабораторный метод отличается тем, что выдвигают гипотезу исследования, намечают пути ее доказательства, подбирают необходимые материалы и приборы сами учащиеся. Лабораторный метод сложен, требует наличия специального, часто дорогостоящего оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени.

Следует отдельно сказать об учеб но-лабораторном эксперименте. Он является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой. Таким путем обеспечи-


вается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Обучающс-развиваюший эффект лабораторной работы проявляется в активной мобилизации учащимися своих творческих сил. Воспитательное значение этого метода обнаруживается в познавательной активности школьников, их самостоятельности.

Практические работы по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

а) объяснение учителя (этап теоретического осмысления работы);

б) показ (этап инструктажа);

в) проба (этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а
остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают
замечания, если в процессе работы допускается ошибка);

г) выполнение работы (этап, на котором каждый самостоятельно
выполняет задание);

д) контроль (на этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются;
учитываются качество выполнения, бережное отношение ко времени,
материалам, скорости и правильное выполнение задания) (ЕЛ. Голант).

Практические работы лучше других способствуют приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательно организовывать трудовой процесс (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Сам о стоятельна я учебная работа. Это такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех его структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

- ученик должен быть заинтересован в ее выполнении, что
поддерживается ясностью поставленной задачи и осознанием важности ее
решения;

- учителю следует заранее подготовить необходимые для самостоятельной работы материалы;

- сложность задания должна предполагать возможность выполнения ее всеми учащимися;

 

- целесообразно давать дифференцированные работы исходя из успешности и подготовленности отдельных групп учащихся;

- работа должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.

24Н


Обучающий результат самостоятельной работы выражается в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в самостоятельный труд. Происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, ответственность.

Познавательные игры. Познавательными (дидактическими) играми называют специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Основное назначение данного метода заключается в стимулировании познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Среди таких игр можно указать разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», «Умелец», «Юный химик» и т.п.

Метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам, носит название деловой игры. Вариантом ее являются ролевые игры, когда до точности имитируются все предложенные роли. Исходя из современных рыночных условии жизни на уроках активны такие игры, как «Банк», «Парламент», «Пресс-конференция» и т.п. Такие игры могут организовываться на этапе первичного закрепления материала как обобщение и определенная форма контроля

Ме тод инсценизаиии может быть использован в различных формах, например, в форме заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему или театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических.

Ситуационный метод представляет собой скомбинированный метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в конкретных условиях. Поэтому данный метод называется творческим, нестандартным и признается не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Этот метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений. Данный метод является самостоятельным произведением педагога, его творческим почерком, опирающимся на собственное видение и понимание педагогического процесса.

Метод генерации идей напоминает известную «мозговую атаку» (брейнштормииг). Это метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы (предложен американским психологом А.Осборном). В процессе мозговой атаки обстановка в группе, в которую входят 5-6 человек, должна быть непринужденной, участники


раскованны, недопустимы критика и самокритика, все идеи, даже самые неожиданные, принимаются во внимание, проходят групповую экспертизу. У каждого участника должна быть четко определенная функция: лидер, новатор, консерватор, аналитик, художник. Этот метод не только учит культуре совместного обсуждения идей, но и раскрывает творческий потенциал человека, помогает преодолевать стереотипы и шаблоны в мышлении и поведении.

На основе применения метода групповой генерации идей в конце \ 950-х -начале 1960-х годов американским психологом У. Гордоном был разработан метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участника - синектика. Организация работы в синектике включает следующие моменты: 1) первоначальная постановка проблемы; 2) анализ проблемы и сообщение необходимой информации; 3) выяснение возможностей решения проблемы; 4) переформулирование проблемы каждым учащимся в собственном понимании; 5) совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы; 6) выдвижение образных аналогий - ключевой этап для синектики; 7) «подгонка» намеченных группой готовых решений к требованиям проблемы. Роль эксперта во время совместной работы выполняет учитель или подготовленный учащийся, что требует от них исхолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.

Дискуссия. Методом совместной коллективной деятельности, в ходе которой осуществляется интенсивное и продуктивное решение фупповой задачи путем обмена мнениями, в котором участники отстаивают личные субъективные точки зрения, является дискуссия. Этот метод давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главной функцией учебной дискуссии является стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная - в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства. Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объеме метол используется в старших классах. Учащихся учат искусству ведения дискуссии.


Методы контроля и самоконтроля К этой группе относятся устные методы контроля - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы. Последний направлен на устранение недостатков индивидуальной работы. В течение 15-20 минут учащиеся в малых группах работают над заданием: краткие записи у доски, работа по карточкам, отдельные ученики могут выполнять функции опрашивающею учителя. В результате оценивается половина класса, на следующем уроке - другая половина. Учитель координирует всю эту работу. Достаточно разнообразны письменные методы контроля: самостоятельные, итоговые работы, диктанты, изложения, сочинения, подготовка рефератов, докладов.

Графические методы проверки заключаются в том, что учитель исходя из специфики учебного предмета использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. При контроле ученикам предлагается составить графический материал по изученной теме, заполнить таблицу, начертить схему и т.п.

П рограммированные методы контроля

При программированном контроле знаний своеобразно организуется выполнение заданий и упражнений. Они обязательно предусматриваются после усвоения каждой порции учебного материала и преследуют тройственную цель: тренаж, обратная связь и контроль. Используются безмашинный и машинный способы организации выполнения заданий и упражнений. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения.

Наиболее распространенным методом организации программированного контроля является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных. Современные компьютеры позволяют вводить и анализировать самостоятельно сконструированные ответы (в виде предложений, слов, формул, различных знакосочеганий). Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

Самоконтроль предполагает формирование у учащихся умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

К формам контроля относятся колл о квиум как промежуточная форма, зачетная система, фиксирующая завершение учащимися практических заданий.


Эти формы требуют большой глубины ответов. Спетгифической формой проверки и оценки знаний является экзамен. Он организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на заданный вопрос. В отечественной школе экзамены были введены в 1932 году.

Обучающее значение группы названных методов контроля и самоконтроля заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей уч ителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний, степени развития каждого ученика. Развивающий эффект является следствием предельной мобилизации учащимися своих духовных сил и способностей в учебной ситуации, активизации памяти, способов мышления, развитии устной и письменной речи. Воспитательное влияние выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умении сосредоточиться, стимулировании самоконтроля, развитии добросовестности, пробуждении здорового самолюбия.

Выбор методов обучения. Важнейшую сторону деятельности учителя представляют вопросы выбора методов обучения. Критерии выбора должны соответствовать целям и задачам обучения; специфике учебного предмета; особенностям содержания учебного материала; возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям школьника. При выборе методов обучения учителю целесообразно руководствоваться тем, что они в конечном счете призваны формировать у учащихся учебно-практическую готовность к самообразованию, творчески развивать и раскрывать индивидуальность личности ученика, его потенциальные учебно-познавательные возможности, всячески приобщать учащихся к исследовательско-поисковои деятельности, знакомить со специфическими методами познания самой науки. соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям развития школы, ее природного и социально-производственного окружения, наличия школьного учебного оборудования, уровня профессиональной подготовленности, жизненного опыта и творческого своеобразия личности самого учителя, его методического и педагогического мастерства.

Выбранные учителем методы обучения в значительной мере характеризуют учебно-познавательный стиль и дидактическую систему работы учителя, свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к формированию нестандартной личности учащихся, способной к непрерывному процессу самосовершенствования, к активному преобразо­ванию казахстанского общества с гуманистических и демократических позиций. Выбор учителем методов обучения зависит от ряда дидактических факторов, в том числе принципов и форм обучения, интереса учащихся к обучению, объема и сложности учебной тематики, наличия технических средств обучения, количества учащихся в классе и уровня их физического, психоматического и интеллектуального здоровья, структурыучебного занятия,


характера межличностного общения, социально-профессиональной готовности самого учителя, а также иных критериев, показателей и требований, необходимых для эффективного функционирования учебно-познавательной деятельности в современной школе и формирования творческой личности учащихся.

Вопросы для самоконтроля

1. Как в современной дидактике определяется понятие «метод обучения»?

2. Что такое прием обучения?

3. Покажите наиболее обоснованные классификации методов обучения.

4. Какими признаками харатеризуется каждый метод обучения?

5. Чем обусловлен исторический характер методов обучения?

6. Какие общие функции выполняют Rce методы обучения?

 

7. Раскройте механизм использования методов обучения в учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

8. В чем особенность методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности?

9. Охарактеризуйте методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

10. Как осуществляется учителем оптимальный выбор методой
обучения?

Литература

1. Дидактика средней школы/ Под ред. ММ. Данилова и М.Н. Скат-кина.М., 1975. Гл.V.

2. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1986.

5. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. Мн.,2002.

6. Сорокин Н.А. Дидактика. М., 1974. Гл. VI.

7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

Задания для самостоятельной работы

1) Дать письменный анализ обоснованности выбора разнообразия методов учебно-познавательной работы учителя на конкретном уроке.

2) Обосновать, как и почему сочетаются словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные и проблемно-поисковые методы обучения в практической работе учителя.

3) Дать сравнительную оценку различных классификаций методов обучения.


4) Составить схему методов обучения в средней школе наиболее развитых зарубежных стран.

5) Подобрать методы обучения по конкретной теме урока.

6) На видеоматериале показать особенности творческого отбора учителем методов обучения, адекватных познавательным возможностям обучаемых школьников и специфике изучаемого материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.