КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок - основная форма организации обучения 1 страница
План Формы организации обучения Цель: формирование представлений о различных формах организации процесса обучения и об уроке как основной его форме; ознакомление с основными задачами, требованиями и условиями современного урока. Задачи: а) Раскрыть историю урока в педагогических системах ведущих б) Дать представление о различных формах организации процесса в) Охарактеризовать различные типы уроков, дать представление об г) Познакомить с основными задачами и условиями стратегической и 1. Понятие о формах организации обучения. 2. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. 3. Подготовка учителя к уроку. Основные понятия: формы организации обучения, классно-урочная система обучения, учитель, ученики, знание, умение, навыки, современный урок, воспитание и развитие, поурочное планирование, оценка и контроль. Межпредметные связи: философия, история, социология, систематизация. Понятие о формах организации обучения. Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации. В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В переводе с латинского языка слово forma означает наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. В философии форма определяется как внутренняя организация содержания, обнимающая систему устойчивых связей предмета. Значит, форма выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов, явлений как между собой, так и с внешними условиями. То есть любая форма обучения - способ взаимодействия участников педагогического процесса при изучении учебного материала. Применительно к обучению форма - это специальная конструкция процесса обучения; характер этой конструкции обусловлен процессом обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания обучения, которая в реальной педагогической действительности вступает в процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом (И.М. Чередов). Можно считать, что форма обучения - это как конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя с управляемой учебной деятельностью учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и взаимосвязей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связаны с требованиями и потребностями развивающегося общества. В классификации форм организации обучения выделяются следующие основания: количество и состав учащихся, место работы, продолжительность учебной работы. Тогда формы обучения подразделяются соответственно на: - индивидуальные (работает один ученик) - индивидуально-парные (контакт ученика и ученика, учителя иученика; в современных условиях данное явление определяется как репетиторство); - индивидуально-групповые: группа работает в одном помещении, но состоит из разновозрастных учеников (эта форма обучения использовалась в школах средневековья); - взаимное обучение (данная система возникла в Англии и называется белл-ланкастерской системой); - дифференцированное обучение по способностям учащихся - бригадное обучение, задание получает бригада: 5-6 учащихся одного класса, отчитывается обычно бригадир (данная форма обучения присуща 20-м годам XX века); - американские «Винетка-план», «Трампа-план» и др.; - обучение в микрогруппах (фронтальные и массовые формы работы и т.д.). Наибольшее распространение получила классно - урочная система обучения, возникшая в братских школах Богемии, Украины, Белоруссии в XVII веке и развивающаяся уже на протяжении более трех столетий. Класс -относительно постоянный состав учащихся одного возраста, выполняющий 2!8 задания учителя в течение урока и после него домашнее задание. Теоретически данная система была обоснована в XVII веке Яном Амосом Коменским. Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности, индивидуальной: четкая организационная структура, обеспечивающаяся упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, простое управление им, возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач, экономичность обучения, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию. Данная форма не лишена также и недостатков, а именно классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, тем самым создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; также создает трудности и для учителя в учете индивидуальных особенностей учеников, в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения. Вместе с тем можно констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практикой работы массовой школы. Ее преимущества перед другими системами обучения проявляются прежде всего в том. что при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями классно-урочная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы и т.д. Классно-урочная система обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы, конференции) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная работа, лабораторное или даже практическое задание в мастерских), то это будет недифференцированной индивидуальной работой фронтального характера, а когда класс в целом или каждая группа в отдельности коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, то здесь выступает коллективная, фронтальная или групповая работа. Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является и то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, опровергать их доводы или соглашаться с ними, аргументировать свои доказательства, дополнять чужие, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, составлять библиографию, работать с источниками знаний, организовывать свои действия, укладываться в отведенное время и т.д. При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личности. Урок должен быть направлен на реализацию триединой функции: воспитание, обучение, развитие. Эта форма организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, где занятия проводятся по твердому расписанию и по единой для всех программе обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению -и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно - индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате чего происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта деятельности, общения и отношений, а также развитие способностей учащихся. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организаци онному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Урок - это педагогическое произведение и поэтому должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований к уроку исследователи указывают следующие (И.П. Подласый): - использование новейших достижений науки, передовой - реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил; - установление осознаваемых учащимися межпредметных связей; - установление связи с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; - мотивация и активизация развития всех сфер личности; - эффективное использование педагогических средств; - реализация связи с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; - формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; - тщательные диагностика и планирование, проектирование и Классно-урочная система организации обучения базируется на уроке: обучить, развивать, воспитать. Таким образом, урок многогранен и многопланов, его структура может быть разнообразной. Наиболее распространенная структура урока связана с решением всех дидактических задач: ввод в знания, изучение нового материала, закрепление пройденного материала, контроль и оценка знаний учащихся, объяснение задания на дом. Очевидно, что структура урока не может быть случайной, она должна отражать закономерности процесса обучения как явления действительности, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления, закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способы его индивидуального познания, виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. В педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, и как компоненты дидактической структуры урока. Именно эти компоненты обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для усвоения учащимися программного материала, формирования у них знаний, навыков, умений, активизации мыслительной деятельности учеников при выполнении самостоятельных работ, развития их интеллектуальных способностей - всего того, чем должна обеспечивать школа полнокровную подготовку учащихся к жизни и труду. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Организация учебной деятельности учащихся на уроке - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Выделяются следующие направления: фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности и групповая - учащиеся работают в группах или парах. Фронтальная организация учебной деятельности предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, то есть все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. Данный способ способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать, выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу. От учителя требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррективы в ходе обсуждения, учитывать и опрашивать соответственно возможностям учащихся. Фронтальная организация обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Но данная форма имеет ряд недостатков, так как ученики отличаются своей разноуровневой работоспособностью, подготовленностью, неодинаковым фондом знаний, умений и навыков, в результате чего слабые ученики хуже усваивают материал и требуют большего внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, сильные же ученики, наоборот, нуждаются в увеличении количества заданий и т.д. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы и другие. Индивидуальная форма организации работы предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, специально подобранную в соответствии с подготовленностью и учебными возможностями: работа с учебной литературой, справочниками, энциклопедиями, решение задач, подготовка сочинений, рефератов. Выделяются два вида индивидуальной организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая из них характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, и именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его возможностям. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Эта форма способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, однако ограничивает их общение между собой, их участие в коллективных достижениях и т.д., но это можно компенсировать сочетанием таких форм коллективной работы, как фронтальная и групповая. Основными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются: - класс на данном уроке делится на группы для решения определенных - каждая группа выполняет задание (либо одинаковое, либо - задания в группе распределяются так, что это позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы меняется в зависимости от содержания и характера работы, подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы; - руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учеников разного уровня обученности и совместимости учащихся. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны как учителя, так и учащихся-консультантов (при фронтальной и индивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам; пока он работает с одним - двумя учениками, другие вынуждены дожидаться своей очереди). Групповая форма работы наиболее применима при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения, при изучении текстов и т.д. В ходе такой работы максимально используются коллективное обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, и все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Каждая из рассмотренных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга, и сочетание их на одном уроке приносит ожидаемые положительные результаты. Подготовка учителя к уроку. Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме (тематическое планирование) и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему в зависимости от основной дидактической цели могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит, главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. Поурочное планирование - это непосредственная подготовка учителя к уроку, то есть планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельны взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа работы, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: обдумывание цели урока, каждого его шага; запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока. Цель урока определяется исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Он подбирает наиболее яркий емкий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока исходя из объема предстоящей работы. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой предварительный анализ, тем меньше вероятность встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока. После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана (конспекта) урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может послужить опорой в его работе не только в одном классе, но и во всех классах одной параллели. Однако успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от психологического настроя, с каким они приходят на урок. Поэтому необходимо ознакомить учащихся с планом их работы на предстоящий урок, ориентировать их на предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника или художественной литературы, проведение наблюдений и несложных опытов, способствующих изучению нового материала. В плане урока отражаются тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, и его задачи. Определяются организация взаимодействия участников и задания для учебно-нознавательной деятельности учащихся, методы и дидактические средства обучения. Через задания идет движение к поставленным задачам, в ходе выполнения которых успешно будут осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения; контроль и коррекция учебной деятельности учащихся и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению. Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т,е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. Перечень вопросов, на которые рекомендуется ответить себе после урока, не ограничен. Таким образом, и в настоящее время урок по-прежнему продолжает оставаться важнейшей формой организации обучения учащихся в школе. Эффективность урока зависит от уровня подготовленности учителя, от его умения организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся и диагностировать ее результаты. Вопросы для самоконтроля 1) Какие признаки характеризуют форму учебной работы? Дайте 2) Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы? 3) Какими особенностями характеризуется классно-урочная система организации обучения? 4) Каковы обшие требования к современному уроку? 5) В чем сущность дидактических требований к уроку? 6) Какие образовательные воспитательные, развивающие и 7) Опишите основные типы уроков, а также другие формы обучения и их структуру. 8) Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков. 9) Дайте определение сущности и структуры смешанных (комбинированных) уроков.
10) Как необходимо осуществлять развитие и воспитание учащихся в процессе проведения уроков? 11) Какие нестандартные формы учебных занятий практикуются в современных школах? 12) Определите основные параметры подготовки учителя к уроку. 13) Назовите вспомогательные формы организации обучения. 14) Назовите виды контроля успеваемости учащихся.
15) Дайте определение таких понятий, как проверка знаний, дидактический тест, оценка знаний, неуспеваемость. 16) Перечислите причины неудач в учебе и охарактеризуйте средства их преодоления. Литература 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 2. Кириллова ГД. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. 3. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. М., 1964. 4. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. 5. Онишук В.И. Урок в современной школе. 2-е изд. М., 1985. 6. Подл асы й И. П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1987. 7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. ML, 1984. 8. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алматы; 1999. 9.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988. 10.Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985. Задания для самостоятельной работы. 1) Подготовьте выступления на занятии по теме «Формы организации обучения», «Современный урок», «Типы и структура урока». 2) Посетите в школе 2-3 урока по своей специальности и охарактеризуйте применяемые формы организации учебной работы учащихся. 3) На практическо-лабораторных занятиях разработайте и проведите «примерный урок» по своей специальности.
4) Подготовьте информацию о педагогах-новаторах и о новых педагогических публикациях об уроке. 5) Напишите мини-сочинение об истории развития и о формах организации обучения. 6) Напишите реферат по современным педагогическим источникам, посвященным передовому опыту эффективного использования учителями многообразия обучающих форм. Темы рефератов 1. История развития форм организации обучения. 2. Современные неурочные формы организации обучения. 3. Современный урок и его модификации. 4. Подготовка учителя к уроку. Цель: выявление особенностей урока как основной формы обучения. Задачи: а) Дать определение понятий «формы обучения», «урок - основная б) Показать роль формы обучения как компонента педагогического в) Охарактеризовать структуру, типы, дидактические задачи урока. г) Сформулировать требования к уроку. д) Обосновать алгоритмы анализа и самоанализа урока. 1. Роль урока как ведущей формы обучения. 2. Структура, типы, дидактические задачи урока. 3. Соотношение дидактической и психологической структуры урока. 4. Алгоритм анализа и самоанализа урока. Основные понятия: педагогический процесс, компоненты педагогического процесса, формы обучения, урок - основная форма обучения, структура урока, типы урока, дидактические задачи урока, анализ и самоанализ урока. Межпредметные связи: философия, психология, социология, методики преподавания. Роль урока как ведущей формы обучения. Ведущей формой обучения в современной школе является урок (во всем разнообразии его видов и типов). К традиционным урокам сегодня следует добавить и так называемые нетрадиционные уроки: урок-диалог, урок-диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированные уроки, которые отличает высокий уровень познавательной активности учащихся. Урок- это логически завершенная структурная единица педагогического (учебно-воспитательного) процесса, организационная форма работы с классом с учетом особенностей каждого ученика в целях овладения ими основами наук, а также для воспитания и развития познавательных способностей учащихся. Следовательно, в уроке присутствуют все структурные компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, приемы, задания учащимся [6,7]. Это обстоятельство необходимо учитывать при планировании (тематическом и поурочном), управлении реально протекающим уроком, анализе его хода и результатов. Если проследить эволюцию урока со времени его возникновения как формы обучения, то можно убедиться, что все изменения, усовершенствования были направлены на главное - создание условий для целеустремленной совместной деятельности коллектива учащихся по освоению, осмысливанию, творческому применению учебного материала. Естественно, поскольку эта деятельность учащихся протекает при прямом или косвенном руководстве учителя, к учителю предъявляются требования переориентации в понимании объекта своей деятельности- в современном понимании это педагогический процесс, где учитель и учащиеся выступают в роли субъектов деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |