Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наглядные методы. Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания




Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка; разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное, организующее и воспитательное значение.

Демонстрация (от лат, demonstratio - пок аз ывание) и иллюстрация ( от лат. Hliistratio- из обр ажение) являются сопутствующими при устном изложении материала учителем и состоят в использовании иллюстративных материалов (картин, изображающих исторические события, эпизодов из литературных произведений). Эти методы эффективны лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях, имеет особую дидактическую ценность. Вели такая демонстрация невозможна или затруднительна, то 1фибегают либо к демонстрации натуральных предметов в искусственной среде (например, животных в зоопарке), либо к демонстрации искусственно созданных объектов в естественной среде (например, уменьшенных копий механизмов). Искусственные заменители натуральных объектов - объемные модели - играют важную роль при изучении всех предметов. Они позволяют познакомиться с


конструкцией, принципами действия (например, строением кисти руки или глаза, двигателя внутреннего сгорания, разрезами геометрических фигур, рельефом местности и т.д.)- Многие современные модели обеспечивают возможность непосредственных измерений, а также определения технических или технологических характеристик. Практика наглядности обогащается целым рядом новых иллюстративных средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы и т.п. Сущность многих явлений и процессов раскрывается с помощью плоских моделей -динамических и статических, цветных и черно-белых. Они существенно облегчают процесс формирования понятий, восприятия и осмысления изучаемого материала. Для повышения эффективности применения методов необходимы правильный выбор объекта, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Обучающий результат рассмотренных методов проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися. Развивающее значение проявляется в активизации деятельности всех психических процессов школьника, в расширении кругозора. Воспитательный эффект - в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, их убеждающей силе. В современной школе для обеспечения качественной демонстрации и иллюстрации широко используются экранные технические средства. В этой связи следует сказать о получившем в дидактике известность видеометоде. Он служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации и, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Видеомстод позволяет решить многие дидактические и воспитательные задачи. Этот метод продуктивен при:

- изложении новых знаний, в частности, очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явления диффузии жидкости, выветривание горных пород и т.д.). а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ);

- объяснении в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

- обучении алгоритмам выполнения различных видов деятельности;

- создании специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

- представлении видеодокументов на уроках истории, этики,
обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

- организации тестовых испытаний;

- выполнении тренировочных работ, упражнений, моделировании
процессов, проведении необходимых измерений;

- создании баз (банков) данных для проведения учебно-тренировочных
и исследовательских работ;


- компьютерном учете успеваемости каждого учащегося класса,
осуществлении дифференцированного подхода к организации обучения;

- рационализации учебного процесса, повышении его продуктивности,
обеспечении оптимального объема передачи и усвоения научной информации
путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода заключается в том, что находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. При этом учи гель должен обладать развитым умением вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.