КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе. Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая — некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом. Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем. Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей современного общества черты, она характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания. К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса. Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной школе — учителя-универсала. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии? 2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"? 3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии. 4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии. 5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством? 6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе? 7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя? 8. В чем своеобразие педагогической профессии? 9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога. 10. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности? 11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих? 12. Соотнесите понятия "педагогическая профессия", "педагогическая специальность", "педагогическая квалификация". 13. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации. 14. Напишите микросочинение на тему "Педагогическая профессия в XXI в.". 15. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы? 16. Подготовьте реферат на тему "Современное общество и учитель". ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Борисова С.Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. — М., 1983. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. — Л., 1988. Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1985. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. — М., 1989. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1995. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991. Соловейчик С.Л. Вечная радость. — М., 1986. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — М.; Ставрополь, 1991. Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога • Сущность педагогической деятельности • Основные виды педагогической деятельности • Структура педагогической деятельности • Учитель как субъект педагогической деятельности • Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |