Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о профессиональной компетентности учителя




Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того что­бы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готов­ности к осуществлению педагогической деятельности и харак­теризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специально­сти представлено в квалификационной характеристике — норма­тивной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и на­выков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теорети­ческого и практического опыта.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовлен­ность заключает в себе знание методологических основ и кате­горий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гумани­стически ориентированного мышления учителя-воспитателя.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) зна­ния — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профес­сиональной компетентности. Многие из них, в частности теоре­тико-практические и методические знания, являются предпосыл­кой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть ав­томатизирована (навыки), основанные на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной лич­ности. Такое понимание сущности педагогических умений под­черкивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теорети­ческой и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации от­дельных действий.

Наконец, данное понимание сущности педагогического уме­ния позволяет понять его внутреннюю структуру, т.е. взаимо­обусловленную связь действий (компонентов умения) как от­носительно самостоятельных частных умений. Это в свою оче­редь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для ус­ловного их разложения в практических целях. Например, уме­ние "провести беседу" может быть разложено на части: опре­делить тему, наиболее адекватно отражающую интересы, по­требности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать со­держание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий; соста­вить план (план-конспект) и т.д. Точно так же можно разло­жить любое другое умение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.