Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и структура уроков. Урок — основная форма организации педагогического процесса




Урок — основная форма организации педагогического процесса

С позиций целостности педагогического процесса урок необ­ходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки гражданственности, культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогическо­го процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возмож­ности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способ­ностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стиму­лирует другие виды деятельности школьников, в том числе вне­классную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами по­знавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогиче­ской деятельности.

Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного вре­мени руководит коллективной познавательной и иной деятель­ностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы ра­боты, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредст­венно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному).

В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру.

Под структурой урока следует понимать соотношение эле­ментов урока в их определенной последовательности и взаимо­связи между собой. Она может быть простой и довольно слож­ной, что зависит от содержания учебного материала, от дидакти­ческой цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащих­ся и особенностей класса как коллектива. Многообразие струк­тур уроков, методов их проведения и дидактических целей пред­полагает разнообразие и их типов.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая воз­раст учащихся, приходится комбинировать различные виды учеб­ной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным за­креплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки довольно часто включают в себя другие виды работы: уст­ное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Приведем классификацию уроков (по Б.П.Есипову).

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сооб­щения (изучения) новых знаний. Это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, вклю­чающий в себя относительно широкий круг вопросов и требую­щий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — про­водится самостоятельная работа учащихся под руководством учи­теля, в третьих — практикуется и то, и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего ма­териала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка по­нимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной ра­боты на этом уроке является вторичное осмысление ранее усво­енных знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в треть­их — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопро­сам из пройденного с целью более глубокого и прочного их ус­воения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохожде­ние следующих этапов: проверка домашнего задания; выполне­ние устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработ­ки и закрепления умений и навыков. Процесс закрепления уме­ний и навыков идет на нескольких уроках подряд, а затем в даль­нейшем он долго имеет свое продолжение, когда класс занима­ется другими темами. От урока к уроку материал должен услож­няться, чтобы действительно было видно, что учащиеся справля­ются с данной учебной задачей все успешнее и успешнее. Если в начале работы упражнения будут выполняться детьми с боль­шой помощью учителя и с предварительной большой проверкой того, как дети поняли задание, то в дальнейшем учащиеся долж­ны будут сами устанавливать, где какое правило требуется при­менить, они должны научиться применять умения и навыки в са­мых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной прак­тике. Структура уроков выработки и закрепления умений и на­выков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоя­тельных работ; задание на дом.

На обобщающих уроках (обобщения и систематизации знаний) систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имею­щиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изуче­ния отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обя­зательными элементами являются вступление и заключение учи­теля. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебни­ка или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) по­зволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в оп­ределенной области, установить недостатки в овладении материа­лом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, уме­ний и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

В практике работы школы, особенно в начальных и младших подростковых классах, наибольшее распространение получили уроки, на которых решаются несколько дидактических задач. Та­кой тип урока называется комбинированным или смешанным. Примерная структура комбинированного урока: проверка домаш­ней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; пер­вичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тре­нировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде бе­седы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обста­новки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдель­ности, оценить работу учащихся и определить перспективы даль­нейшей работы.

На структуру уроков кроме перечисленных в начале парагра­фа факторов оказывают влияние также сложившийся в школе учебно-воспитательный режим и ее классно-комплектность. В данном случае речь идет об уроках в школах продленного дня и уроках в малокомплектной школе.

В большинстве школ продленного дня обязательная учебная часть целостного учебно-воспитательного режима не отличается от обычных школ. Вместе с тем имеется опыт сближения во вре­мени учебной работы под руководством учителя и самостоятель­ной учебной работы, т.е. самоподготовки. В результате обычный урок распадается на две части по 30 минут в начальных классах и по 35 — в старших. Если самоподготовкой руководит учитель класса, то она, как правило, превращается в урок, в чем и состо­ит основной недостаток этого варианта. Имеются варианты и дру­гого сочетания сдвоенных уроков по 35 минут, где первый — объ­яснение нового и его первичное закрепление в тренировочных упражнениях с последующей устной проверкой, а второй — вы­работка умений и навыков путем выполнения самостоятельных работ с дифференцированными заданиями и творческих работ на основе внеурочных занятий. Однако большинство педагогов вы­ступают за 45-минутный урок с паузами для дидактических игр при условии выделения одного часа на учебные занятия во вто­рой половине дня.

В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложились три основных типа уроков. 1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал. 2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и уме­ний детей. 3. Урок, на котором в обоих классах проводится ра­бота по повторению изученного ранее (по И.Т.Огородникову).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.