Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательные формы организации педагогического процесса




Семинары и практикумы

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изу­чении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросо-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсу­ждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докла­дов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговре­менная подготовка. Сообщается план занятия, основная и допол­нительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинают­ся с краткого вступления учителя (введение в тему), затем после­довательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сооб­щения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отли­чие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-дис­пут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы или практические занятия применяются при изу­чении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процес­се трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и меха­низмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политех­нического образования и трудовой подготовки школьников.

К вспомогательным формам организации педагогического процес­са относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообраз­ные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспи­тания являются факультативы. Их основная задача — углубле­ние и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной рабо­ты. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива яв­ляется сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных за­даний, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являют­ся больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выстав­ляется только в том случае, когда она является результатом боль­шой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще все­го в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факуль­тативные занятия, предполагают определенную программу дея­тельности. Однако она менее строгая и допускает внесение суще­ственных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изме­няющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Круж­ковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревно­вания, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получи­ла зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвя­щенной технологии организации целостного педагогического процесса.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обу­чения в сравнении с другими системами?

2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

3. Назовите основные требования к современному уроку.

4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сель­ской школе?

5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и ин­дивидуальные формы работы?

6. Приведите примеры использования разнообразных форм органи­зации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять прове­дение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.

8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М., 1989.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. — М., 1984.

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л., 1976.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. — М., 1985.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе со­временной школы. — М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. — 2-е изд. —М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. — М., 1981.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. —М., 1990.

Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразова­тельной школе. — М., 1987.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. — М., 1985.

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

• Сущность методов осуществления целостного педагогического про­цесса и их классификация • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса • Методы формирования соз­нания в целостном педагогическом процессе • Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе • Ме­тоды стимулирования и мотивации деятельности и поведения школь­ников • Методы контроля эффективности педагогического процесса

• Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и ориги­нальных педагогических задач, которые всегда являются задача­ми социального управления, поскольку обращены к всесторон­нему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснован­ные решения, педагог должен профессионально владеть метода­ми педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимо­действия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогичес­кого процесса, методы являются одним из тех механизмов, ко­торые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанни­ков. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяет­ся на составляющие его элементы (части, детали), которые на­зываются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу при­емы носят частный подчиненный характер. Они не имеют само­стоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различ­ные приемы.

Методы осуществления педагогического процесса и методиче­ские приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаи­мопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как само­стоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, являет­ся одним из основных методов формирования сознания, взгля­дов и убеждений. В то же время она может стать одним из ос­новных методических приемов, используемых на различных эта­пах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время опре­деляют своеобразие методов работы учителя, придают индивиду­альность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с од­ной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произ­ведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, худо­жественная и научно-популярная литература, произведения изо­бразительного и музыкального искусства, технические приспособ­ления, средства массовой информации и т.п.).

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью орга­низационных форм. С этим непосредственно связано многообра­зие методов осуществления педагогического процесса. Есть ме­тоды, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общи­ми они называются потому, что сферы их применения распро­страняются на весь педагогический процесс.

§ 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существен­ное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым спо­собствует целесообразному и более эффективному их использо­ванию.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процес­са ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побу­ждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися не­обходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.

Методы реализации педагогического процесса, применяемые в процессе обучения, предполагают предъявление требований, по­ощрение и порицание, создание общественного мнения и др. В то же время в воспитании нельзя обойтись без обучения воспи­танников нормам общественного поведения, без разъяснения тре­бований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и разви­вающую функции, а его общее назначение состоит в организа­ции и стимулировании педагогически целесообразной деятельно­сти детей.

Система общих методов осуществления целостного педагоги­ческого процесса имеет следующий вид:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискус­сии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта об­щественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструк­таж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индук­тивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональ­ное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, кон­трольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопро­верка и др.).

В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единст­ве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, "уеди­ненных" средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепле­ния другими методами, без взаимодействия с ними он утрачива­ет свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.