Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций




Сбор, анализ и обобщение материала по теме курсовой работы и составление списка литературы (библиография)

Выбор темы и изучение литературы по проблеме исследования

ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих источников. При выборе темы, как и при выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность. Вместе с тем, студент должен исходить из своих субъективных способностей к исследованию, степени их разработки в педагогической науке.

Для того чтобы иметь общее представление об избранной теме, исследование необходимо начать с изучения основополагающих вопросов данной проблемы. Это достигается путем прочтения конспекта лекций или соответствующего раздела учебника по педагогике.

Уяснение вопросов темы предполагает подбор и изучение научной литературы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования, обоснование актуальности темы, оценку ее теоретической и практической значимости. Очень важно иллюстрировать теоретические положения примерами из образовательной практики.

В случае затруднения, возникшего у студента при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю. Изменение темы допускается по ходатайству студента при условии мотивированного обоснования.

Сложность и трудоемкость этого этапа работы объясняется необходимостью ознакомления с большим числом источников различных подходов и взглядов авторов к теме, соответствующих монографий, статистических данных по изучаемой проблеме, а также плюрализмом путей решения изучаемых вопросов.

Например: «По мнению …, мы полностью с ним согласны потому, что …», или «С некоторыми утверждениями … мы не можем согласиться, так как считаем, что …».  
Теоретический анализ научной литературы позволит определить актуальность и степень исследования проблемы другими учеными, выявить неразработанные в науке вопросы по данной теме, уточнить понятийный (категориальный) аппарат. При этом необходимо указать не только основное направление и автора исследуемого вопроса, а проанализировать и дать собственную оценку концептуальных положений ученых- педагогов.

Например: «По мнению …, мы полностью с ним согласны потому, что …», или «С некоторыми утверждениями … мы не можем согласиться, так как считаем, что …».

 

 


В процессе изучения специальной педагогической литературы следует обратить пристальное внимание на основные понятия и категории педагогической науки, касающиеся выбранной темы. Многие определения, сформулированные учеными, носят дискуссионный характер. Поэтому позиция студента по отношению к той или иной трактовке педагогических понятий, используемых в работе, очень важна.

Изучая научную и учебную литературу, необходимо конспектировать их основные положения. Форма конспекта может быть в виде простого или сложного (развернутого) плана, тезисов, цитат. Наиболее полной формой является конспект, который представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержание источника. Систематизация изучения источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы будет логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Завершающим этапом работы над курсовой работой является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций по избранной теме.

На основе анализа собранного материала, необходимо раскрыть существо исследуемого вопроса, выделить его главные положения и основополагающие идеи. В работе следует отразить свое собственное понимание и осмысление рассматриваемой проблемы на основе изученной литературы и образовательной практики. Изложение материала целесообразно подкреплять цитатами. При этом важно помнить, что цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать авторское видение и понимание проблемы. Цитирование очень удобно сочетать с тезисами, так как цитата служит их подтверждением и иллюстрирует существенные моменты, раскрывающие тему курсовой работы.

Заключительная часть курсовой работы подводит итог теоретического и практического поиска студента.

Другими словами, заключение должно отвечать на вопросы: · для чего проводилось исследование? · зачем изучалась данная проблема? · что предпринято автором для изучения (исследования)? · к какому заключению и выводам пришел автор исследования? · какие рекомендации может дать автор для решения проблемы?
При написании заключения и формулировке выводов и рекомендаций необходимо соблюдать главное требование – краткость и обстоятельность. Заключительная часть содержит итоги проделанной работы, основные выводы, к которым пришел автор в процессе исследования; формулируется их практическая и теоретическая значимость.

 

 


 

2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ[1]

При написании курсовой работы студенту предстоит познакомиться с основными методическими характеристиками исследовательской деятельности, таковыми являются: актуальность темы, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, методы (методология) исследования. Для более четкого уяснения названных понятий, студент должен разобраться в следующих вопросах:

· Почему именно сегодня, в настоящее время данную тему нужно изучать (актуальность)?

· Какое явление будет исследоваться (объект)?

· С какой стороны, какой аспект (срез) исследуемого явления будет раскрыт (предмет)?

· Что в выбранной области недостаточно изучено и разработано, либо вообще не изучалось (проблема)?

· Какой результат необходимо достичь в процессе исследования (цель)?

· Что нужно сделать для достижения цели курсовой работы (задачи)?

ВВЕДЕНИЕ (2-3 стр.) должно содержать обоснование актуальности выбранной темы, характеристику ее ключевых моментов, а также раскрывать теоретическую и практическую значимость вопросов исследования.

1) Во вводной части на основе обзора и анализа психолого-педагогической литературы и изучения практики дается характеристика состояния обозначенной проблемы. Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Проблема – конкретное знание о незнании. Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации проблемы. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, во-первых, недостаточно раскрыта сущность формирования математической компетентности школьника, во-вторых, не создано единого подхода к определению структуры данного процесса, в-третьих, остаются малоизученными вопросы потенциальных возможностей образовательного процесса в формировании математической компетентности. В соответствии с этим проблема исследования заключается в поиске содержания, методов и средств эффективного формирования математической компетентности школьника в образовательном процессе. Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Формирование математической компетентности школьника в образовательном процессе».  


2)

Цель: выявить, определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование математической компетентности школьника. Объект исследования: образовательный процесс в современной школе. Предмет исследования: формирование математической компетентности школьника в образовательном процессе школы.
Необходимым элементом введения является постановка цели исследования. Цель позволяет определить конечный результат исследовательской деятельности студента и должна подытожить проделанную работу.

3) Четкая формулировка цели курсовой работы позволяет логически определить задачи исследования (выявить …, проследить …, исследовать …, проанализировать …, обобщить …, систематизировать … и т.д.). Конкретность и четкость поставленных задач существенно влияет на достижение желаемого результата. Студенту не следует формулировать большое количество задач, так как они могут быть не выполнимы (желательно три - четыри).

 
 
Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и уточнить сущность понятия «математическая компетентность школьника» как интегративного качества личности. 2. Определить особенности математического образования в образовательном процессе школы. 3. Выявить формы, методы и средства процесса формирования математической компетентности школьника. 4. Проанализировать педагогический опыт по формированию математической компетентности школьника.  


4) При написании курсовой работы следует продемонстрировать умение использовать знания теории для объективного и всестороннего анализа исследуемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к изучаемому вопросу, выделить положительное, определить недостатки, сформулировать наиболее эффективные меры их устранения. При этом излагаемые положения необходимо подкреплять результатами изучения примеров из жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников. Работа должна носить творческий, самостоятельный характер.

5) В заключении необходимо подвести итоги, сделать выводы, дать рекомендации, которые будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы. Отдельные положения и выводы следует увязать с имеющейся практикой его применения. Умелое сочетание перечисленных моментов будет свидетельствовать о глубине исследуемого вопроса.

В последнее время в Российском образовании обозначена тенденция определять результат образования, исходя из сформированности у учащихся ключевых компетенций, то есть речь идёт о компетентной в различных областях личности как конечном «продукте» образования. Формирование ключевых компетенций у школьников может осуществляться разными способами, в том числе и посредством формирования предметных компетенций – математических, в частности. Выделенные в работе математические компетенции (умения оперировать математическими знаниями, умения исследовать и решать математические задачи, умения математически рассуждать, коммуникативные математические умения, прикладные умения) можно включить в список учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и др. ключевых компетенций. Сформированные математические компетенции являются одним из показателей математической компетентности ученика. Математическая компетентность была определена нами как личное качество субъекта, характеризующееся глубокой осведомленностью в математическом знании, обладанием математическими компетенциями, направленными на эффективное осуществление личностно значимой математической деятельности и саморазвитие. Необходимость математической компетентности выпускнику мы видим, прежде всего, в её значимости для личности с разных сторон: логической, познавательной, прикладной, исторической и философской. На наш взгляд, сформированная математическая компетентность должна быть целью и результатом школьного математического образования. Структурно матема­тическая компетентность школьника представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, операционально-техноло­гическим и рефлексивным компонентами. Анализ содержания школьного курса математики позволил раскрыть педагогический потенциал предметов «алгебра и начала анализа» и «геометрия» для формирования математической компетентности школьника в образовательном процессе школы. В соответствии с компонентами математической компетентности школьника обозначены критерии (мотивационно-ценностная готовность к математической деятельности, когнитивная готовность к математической деятельности, операционально-технологическая готовность к математической деятельности и рефлексивно-результативная оценка математической деятельности) и показатели сформированности этого качества. Выделены следующие уровни сформированности математической компетентности: высокий, повышенный, базовый и низкий. В ходе поисковой работы (анализа педагогического опыта) нами исследован процесс формирования математической компетентности школьника в образовательном процессе школы. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, опыта работы педагогов, были определены педагогические условия, от которых, на наш взгляд, зависит успешность формирования математической компетентности школьника: - обеспечение положительной мотивации школьников к математической деятельности как высокоинтеллектуальному труду; - интериоризация содержательной стороны математической деятельности школьника; - организация самостоятельной математической деятельности как поэтап­ного использования умственных действий: постановка математической задачи; мотивация решения математической задачи; отбор материала для решения ма­тематической задачи; решение математической задачи; самоконтроль; само­оценка.


6) Ссылки в тексте курсовой работы составляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. N 95-ст).

Ссылки делаются в квадратных скобках:

- С указанием фамилии автора (в транскрипции оригинала), год издания и страницы. Например: [Арутюнова 1999, с. 342; Austin 1994, c. 89]

- При ссылке на коллективные издания приводить полное название работы. Например [Дискурс коммуникации 1996, c. 89]

- При ссылке на периодические издания (после примеров) давать полное или сокращенное название, но ее объяснению в списке использованных источников. Например: [FM № 245 1994, c. 89]

- При наличии 2-3 авторов приводить первого и соответствующей отметки. Например [Левицкий и др.1989, c. 89; Austin et all 1994, c. 89]

Список литературы размещают в алфавитном порядке и составляется в соответствии с ГОСТом 7.1.- 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», утвержденном в 2004 году.

В списке литературы должны преобладать новые издания. Количество использованных источников для курсовой работы специалиста составляет примерно 20 источников.

7) Содержание работы должно быть изложено грамотным литературным языком с применением педагогической терминологии. В тексте курсового сочинения необходимо использова­ть общепринятые в теории педагогики понятия и категории. Вопросы темы необходимо исследовать и излагать на основе самостоятельного изучения литературы. Списывание тех или иных положений из литературных источников по рассматриваемой проблеме не допускается. Выявив нарушение этого требования, преподаватель возвращает представленный вариант работы для повторного написания.

8) Курсовая работа должна быть напечатана и правильно оформлена. Сокращение слов, кроме общепринятых сокращений, не допускается. Разделы, главы и параграфы необходимо четко выделить.

9) Приложения к курсовой работе (если таковые имеются) следует оформить на отдельных листках, каждое из которых должно иметь заголовок. В случае, если приложение одно, оно не нумеруется, если же приложений несколько, указываются их порядковые номера.

10) Курсовую работу печатают на одной стороне листа бумаги формата А-4.- Шрифт – Times New Roman (для смыслового выделения примеров, понятий и т.д. допускается использование других шрифтов. Допускаются: полужирный, курсив, полужирный курсив; подчеркивание не допускаются); Размер шрифта – 14; Расстояние между строками – 1,5 интервала (до 30 строк на странице); Поля на листе сверху и снизу – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм. Общий объем курсовой работы не должен быть менее 25 и более 35 страниц печатного текста на бумаге формата А 4.

11) Изложение материала не рекомендуется вести от первого лица в единственном числе: «Я считаю …», «На мой взгляд …», «Я думаю …». В работе корректно излагать свое мнение следующим образом: «На наш взгляд …», «Мы полагаем …», «По нашему мнению …», «По мнению автора …» или выражать мысль так: «изучение практики образовательных учреждений позволяет сделать вывод …», «анализ психолого-педагогической свидетельствует о …» и др.

12) Титульный лист курсового исследования следует оформить в соответствии с прилагаемым образцом (Приложение 1). На втором листе размещается содержание курсовой работы с указанием страниц каждого раздела (Оглавление) (Приложение 3.). Текст каждого следующего раздела работы начинается с новой страницы. Вопросы содержания должны быть и по названию, и по содержанию отражены в курсовой работе. Страницы текста исследования нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу листа. Титульный лист и лист, на котором расположен план-оглавление (содержание) не нумеруются, но считаются. Курсовая работа представляется на кафедру в сброшюрованном виде.

13) Структурные составляющие курсовой работы.

Курсовая работа в своем составе предполагает наличие следующих структурных компонентов:

· ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

· СОДЕРЖАНИЕ

· ВВЕДЕНИЕ

· ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (2-3 главы)

· ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы, рекомендации, предложения)

· БИБЛИОГРАФИЯ

· ПРИЛОЖЕНИЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.