Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КТО ЕСТЬ КТО 3 страница




5. Сережа Л. — главный редактор школьной стенной газеты. Но не в этом дело. Сила его авторитета заключена в другом.

Наши мальчики, как, наверное, многие другие старшеклассники, необычайно высокого мнения о себе. Многие мнят себя Печориными, думают, что им дано более высокое назначение, чем всем. Поэтому некоторые считают унизительным для себя убирать класс, собирать макулатуру, работать вожатым в пионерских отрядах.

Сережа не относится к таким. Нередко по комсомольским делам он засиживается допоздна в школе, хотя живет далеко и ему приходится ездить домой на электричке. Без пламенных речей, без уговоров, без угроз и чтения морали он умеет организовать ребят. Есть в нем какой-то внутренний огонек.

Помню, как в школьном трудовом лагере нужно было за каких-то два часа подготовить концерт. Мальчишки отказались пальцем о палец ударить и ушли играть в футбол. Как девчонки ни уговаривали, как ни стыдили их, не помогло. А Сережа зажегся. В его голове уже зрели грандиозные планы, он придумывал интереснейшие номера. Но для их осуществления нужны были парни. И что же? За минуту он распропагандировал их. В концерте мы заняли первое место.

Сережа — такой человек, который ничего не будет делать ради позерства, ради привлечения внимания к себе. Это человек с сильным характером, с большим самолюбием. Он всегда имеет свое мнение и умеет высказать его.

Успех дела часто зависит от того, насколько совпадают (в науке говорят — сориентированы) структуры деловых и личных взаимоотношений. Хорошо, когда во главе ученического коллектива, комсомольской организации стоят не только способные организаторы, но и одновременно уважаемые, авторитетные люди, пользующиеся симпатиями одноклассников.

На деле полное совпадение структур происходит не всегда. Можно, конечно, избрать комсоргом класса симпатичного и компанейского парня. Но что делать, если он совсем никуда как организатор? Можно призвать к руководству комсомольской организацией крепкого организатора. Ну а если к нему у всех, как говорят, душа не лежит, отталкивает он от себя людей высокомерием, зазнайством?

А если и организатор хороший, и пользуется личными симпатиями — достаточно ли этого, чтобы повести за собой комсомольцев? Не всегда. Ведь специфика деятельности комсомольской организации заключается также и в том, что здесь не последнее место должны занимать определенные нравственные позиции ребят, их убежденность, отношение к учению и др.

Как-то в школе мне пришлось услышать жалобы по поводу «анархических настроений» в одном из старших классов. В классе, как удалось узнать, делается немало интересного, но все это как-то неорганизованно, стихийно. «Не знаешь, — говорили учителя, — что они могут выкинуть завтра». И это несмотря на то, что «комсорг — серьезный парень, пример для всех в учебе».

Действительно, в чем же дело? Пришлось идти в класс для «выяснения отношений». В самом прямом смысле. После откровенного разговора я раздал ребятам этого класса небольшие листочки и попросил их ответить на два вопроса:

1. Если классу вдруг приказали бы отправиться в разведку в тыл врага, кого ты хотел бы иметь своим командиром?

2. Кому из одноклассников ты мог бы доверить очень личную тайну или в трудную минуту прийти за советом?

Отвечая, каждый из учащихся мог записать на листке три фамилии по степени предпочтительности. Имейте в виду, что, ставя так вопросы, я хотел в первом случае выяснить организаторские возможности одноклассников, во втором — личные симпатии.

Результаты оказались несколько неожиданными. Из 36 человек 32 назвали своим вожаком Виктора М., причем 26 учащихся выразили ему и свои личные симпатии. Вторым по организаторским возможностям и личной популярности шел Сергей М. Но ни тот, ни другой официально в классном активе не значились, никуда не избирались. Самым поразительным оказалось то, что ни один из учащихся, судя по ответам, не выбрал бы командиром своего комсорга.

Виктор и Сергей — два друга. Интересные и способные ребята: один хорошо рисует, другой увлекается литературой и математикой. Всегда готовы бескорыстно помочь другим, горазды на всякие оригинальные, неожиданные выдумки. В актив же, по мнению классного руководителя, их избирать нельзя: учатся неровно, иногда получают «двойки», один к тому же второгодник, и оба «анархисты» — напридумывают что ни попало и других с толку сбивают.

А комсоргом избрали другого, потому что хорошо учится и «серьезный». Вот и получилось, что есть официальный руководитель, а фактически класс подчинили своему влиянию другие ребята — лидеры-организаторы, лидеры межличностных отношений. В данном случае я не утверждаю, что этих двух парней необходимо избирать в комсомольское бюро. Но комсомольское бюро могло бы использовать сильное влияние Виктора и Сергея на ребят, сделать так, чтобы они действовали по поручению и плану комсомольской организации. А в том, что у руководства оказался неавторитетный человек, виноваты сами комсомольцы. Они выбирают себе вожака, они и должны предъявлять к нему необходимые требования. А формальный вожак — зачем он?

Мы уже говорили о том, что в классах образуются различные группировки ребят, связанные общими интересами, симпатиями. Бытует ошибочное мнение, что отдельные группировки наносят вред сплочению класса, не способствуют объединению учащихся в единый коллектив.

Человеческие привязанности очень избирательны: к одному я отношусь как к другу, к другому — как к своему товарищу, третий для меня просто одноклассник - я не питаю к нему антипатий, но и не дружу с ним. Человек человеку может также просто не нравиться. Тут бывают разные причины. Поэтому создание дружеских или приятельских компаний, группировок явление естественное. Другое дело, как эти группировки в классе (да и не только в классе) взаимодействуют друг с другом. Если их взаимоотношения строятся на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то это говорит о том, что коллектив формируется правильно. Но если группировки враждуют между собой, соперничают из-за раздела «зон влияния» в классе, отказываются найти общий язык, то тут есть над чем поработать организатору.

Обычно более или менее сложное дело выполняют несколько человек. Одни группы создаются на длительный срок (комитет комсомола, комсомольское бюро и т. д.), другие существуют короткое время и расформировываются после выполнения задания (комиссия по проведению вечера, совет дела, оргкомитет спартакиады и др.). Классный же коллектив существует длительный срок — до десяти лет.

В одном случае организатору приходится работать с уже подобранным составом и сложившейся структурой группы или коллектива, в другом — он комплектует их сам.

В организаторской работе очень важно суметь подобрать группу участников дела так, чтобы они решали свою задачу слаженно, быстро, эффективно. Вот почему знание основ психологической совместимости людей так важно для организатора.

Известно, что людей в группы подбирают прежде всего для выполнения какого-то дела. Именно деловые, профессиональные свойства учитываются в первую очередь. А затем уже ставится вопрос об оптимальном, наиболее удобном варианте подбора и расстановки людей по участкам. Согласитесь, что организация школьного оркестра или баскетбольной команды начинается с подбора музыкантов или спортсменов, а не с поиска душевных приятелей, понимающих друг друга с полуслова.

Людей может объединять общность характеров, интересов, способностей — эти люди находят быстрее общий язык, взаимопонимание. Но люди могут объединяться и по принципу дополнительности (взаимодополняемости) — каждый ищет в другом человеке то, чего ему самому не хватает. В этом случае отсутствие каких-либо качеств у одного человека компенсируется их наличием у другого. Например, импульсивность, порывистость и горячность холерика могут уравновешиваться в работающей группе самообладанием, рассудительностью флегматика.

Совместимость или несовместимость обнаруживается в практической деятельности. Но опытный организатор, зная ребят, может уже заранее сделать прикидку на их совместимость. Каждое дело требует от участников определенных свойств, и поэтому о совместимости надо думать в связи с конкретным делом.

При подборе групп для выполнения организаторских задач полезно иметь в виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе. Психологи в связи с этим обращают внимание на существование трех крайних типов людей.

Первый тип — люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу. Как правило, они трудолюбивы, инициативны; самостоятельны. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собственной выгоде, требуют того же от других. Их мало беспокоят взаимоотношения между людьми, разве только те, что непосредственно сказываются на результате работы.

Второй тип — люди, ориентированные на взаимодействие с другими людьми, на общение с ними. С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнениям окружающих. Выполнение задачи их интересует постольку, поскольку ее можно выполнять сообща. Забота о результате работы отходит для них как бы на второй план.

Третий тип — люди, ориентированные на себя. У них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, предъявляют повышенные претензии, боязливы, не всегда уверены в себе, завистливы. Но, желая выделиться, обратить на себя внимание, могут создавать большое напряжение и достигать неплохих результатов

Подобные крайние типы в жизни встречаются редко Часто в людях представлено сочетание этих ориентаций с преобладанием какой-либо из них. Когда социальные психологи в порядке эксперимента стали создавать группы из людей только одной ориентации, выяснилось, что они несовместимы: ориентированные на задачу ссорились между собой столько же, сколько ориентированные на себя. В группах людей, ориентированных на взаимодействие, обстановка была настолько «миролюбивая», что люди, занятые заботами друг о друге, забывали о том, что им надо еще и хорошо работать. Лучший вариант создания группы, когда в ней представлены в неодинаковом соотношении все типы ориентации.

Определенной степенью совместимости учащихся могут отличаться друг от друга и школьные классы. Вы можете спросить: а как же тут быть, ведь состав класса сформирован давно, он стабилен, что делать, если ребята несовместимы между собой?

На это можно ответить так. В школе идет формирование характера человека, его интересов, увлечений, развитие способностей, ценностных ориентаций. Изменяются и взаимоотношения ребят в классе, появляются новые друзья, находят общие интересы вчерашние недруги. Жизнь не стоит на месте, и организатор своей работой должен помогать одноклассникам лучше понимать друг друга, помогать им «срабатываться». Это, во-первых. А во-вторых, нельзя строить взаимоотношения в классе только на уровне «нравится» или «не нравится». Если бы это было только так, то одноклассники все свое свободное время проводили бы в выяснении отношений. В общении должна проявляться гибкость, взаимная уступчивость в сочетании с высокой требовательностью друг к другу. Ведь не секрет, что наряду со сплоченными, дружными коллективами мы встречаем классы, которые гак и раздирают противоречия, постоянные конфликты. Есть и такие, в которых отдельные группировки в течение многих лет учебы так и не могут пойти навстречу друг другу, потому что у их лидеров свои «принципы».

Коллективизм проявляется там, где каждый думает, прежде всего, об интересах общего дела, ради которого можно пожертвовать своими личными интересами, личным благополучием. На этой основе и должен «конструировать» организатор совмещение характеров, интересов, индивидуальных особенностей сверстников.

Каждая личность привносит в коллектив нечто свое, индивидуальное. Но и коллектив оказывает на личность свое влияние. Такое влияние может быть активизирующим, когда в присутствии других людей у человека прибавляются силы, энергия, он становится активным, проявляет инициативу, творчество; коллектив как бы заражает его своим состоянием. Но случается, что группа людей может сдерживать, а иногда и просто тормозить проявление активности человека.

Не надо думать, что, когда группа или коллектив активизирует человека, это хорошо, а если подавляет, то это никуда не годится. Каждый раз надо смотреть, что это за группа, что это за классный коллектив, какие нравственные ценности лежат в основе их поведения. Разве можно согласиться с тем, что в группе процветает круговая порука, и члены группы в этом смысле пытаются активизировать каждого. Вместе с тем может быть, что боевой и сплоченный коллектив класса стремится подавить деятельность учащегося, который совершает антиобщественные поступки.

Каким образом происходит влияние классного коллектива на учащегося? Один путь — это официальные каналы воздействия. Одноклассники могут прямо и откровенно высказаться в адрес любого своего товарища на комсомольском собрании, заседании бюро, принять решение о поощрении или порицании этого человека.

Другой путь — это неофициальное, стихийное воздействие. Представьте себе заходите вы в класс и видите: один демонстративно отвернулся, другой не поддержал разговор, третий презрительно посмотрел на вас, четвертый, пятый, шестой нарочито громко обсуждают что-то и на вас «ноль внимания»... Как тут не забеспокоиться! Вы начинаете лихорадочно анализировать свое поведение, вспоминать, что вы такого сделали, чем вызвали к себе подобное отношение. И вспоминаете, вчера вы отказались помочь ребятам выполнить срочную работу. А поведение коллектива не что иное, как форма воспитательного воздействия на вас. Класс, таким образом, стихийно, требует от вас изменить свое поведение, подчиниться тем нормам взаимоотношений, которые негласно существуют в коллективе.

Однако и личность в свою очередь может по-разному относиться к такому воздействию. «Попробуй не согласись с нашими ребятами в чем-либо, — пишет в редакцию молодежной газеты комсомолка-школьница. — Подымут шум, крик. Оскорбят, обвинят в чем угодно. Говорят: нас большинство, а потому сиди и не прыгай. Вот и сижу на радость «большинству».

В самом факте столкновения личности и коллектива, даже если дело доходит до конфликтов, нет ничего чрезвычайного. Без столкновений, без конфликтов нет продвижения вперед. Другое дело — что это за конфликты и каковы способы их разрешения.

Академик А.В.Петровский, активно разрабатывающий проблемы коллектива, предупреждает об опасности отождествления явления коллективизма и, других внешне похожих явлений.

Бывает, что человек проявляет легкую податливость влиянию сверстников, соглашаясь со всем, что они предлагают, не особо задумываясь, в чем суть их предложений, требований. Ему не хочется выглядеть «белой вороной», его принцип — «как все, так и я». Это явление называется внутригрупповой внушаемостью.

Случается, что учащийся не согласен с позицией большинства класса, внутренне не принимает ее, но внешне проявляет свою солидарность, соглашается с «большинством», как это было в приведенном примере. Здесь торжествует позиция: «лучше не связываться» или «мне что, больше всех надо?» В подобном случае мы говорим о соглашательстве, граничащем с беспринципностью.

Но если личность сознательно присоединяется к оценкам и задачам коллектива, в основе которого лежит нравственно ценная для общества деятельность, в этом случае мы имеем дело с проявлением коллективизма. Именно здесь подчинение большинству выступает необходимым условием сохранения единства в организации, и мы за такое подчинение тем, кто отстаивает общественно ценные цели.

К сожалению, еще встречаются такие молодые люди, которые пытаются жить по мещанскому обычаю «моя хата с краю», считают удобным не иметь собственного мнения, собственной позиции, трусливо выжидая, что скажут другие, чтобы слепо к ним присоединиться. Задача организатора — всеми путями воспитывать творческую активность и самостоятельность, социальную смелость и ответственность всех юношей и девушек. Если классный коллектив един, то это должно быть единство творческих и самостоятельных личностей.

Личность в коллективе должна быть не пассажиром, ожидающим, когда корабль доставит его к месту назначения, а членом экипажа, обеспокоенным вместе со всеми тем, чтобы корабль шел верным курсом.

Советы организатору:

Постарайтесь «отгадать» дружеские или приятельские группировки в своем классе. Выясните, что объединяет ребят, кто их возглавляет, как относятся друг к другу лидеры этих группировок. Учтите, что такие сведения легче получить, если будете внимательнее к ребятам во время проведения общих дел, на переменах, на комсомольских собраниях.

Возьмите список учащихся класса и перепишите его так, чтобы первым по списку шел тот, кто наиболее активно участвует в общественной жизни коллектива, за ним — принимающий участие в работе в несколько меньшей степени и т. д. Список будут замыкать те ребята, кто не проявляет рвения в общих делах класса (если такие есть). Учитывайте при этом наличие общественного поручения, отношение к его выполнению, участие в делах коллектива. Чтобы быть объективным в расстановке учащихся по степени общественной активности, посоветуйтесь с товарищами, классным руководителем.

Список вам понадобится для того, чтобы иметь ясную картину вклада каждого одноклассника в общие дела, чтобы активнее привлекать к работе тех, кто стоит последним в вашем списке.

Попытайтесь для себя определить учащихся, пользующихся влиянием в классе: лидеров-умельцев (в разных видах деятельности), лидеров-организаторов, лидеров-инициаторов, классных «юмористов» (с кем «не соскучишься»), лидеров — «совесть класса», лидеров симпатий. Смело привлекайте их к организаторской работе, опирайтесь на них при подготовке и проведении коллективных дел.

В своей записной книжке против фамилий одноклассников можете сделать пометки условными значками, обозначающими ориентацию ребят «на дело», «на людей», «на себя». Ваши заключения должны быть основаны на длительном наблюдении, на беседах с активом, учителями.

В качестве условных значков можете использовать небольшие геометрические фигуры: кружок — «на дело», квадрат — «на людей», треугольник — «на себя». Если, по вашему мнению, в ребятах проявляются все типы, значки ставьте в той последовательности, в какой преобладают ориентации.

Эти данные вы сможете использовать при комплектовании организаторских групп, советов дела, а также для того, чтобы влиять на переориентацию тех, кто излишне обеспокоен только собственным престижем.

Внимательно присмотритесь, есть ли в вашем классе «робинзоны», учащиеся, которые находятся в одиночестве, почему-то отвергаются одноклассниками, с которыми никто не дружит. Поставьте целью — через привлечение этих ребят к общим делам, проявление внимания к ним ввести их в активную жизнь класса, помочь им занять более высокое место в системе личных взаимоотношений.

Не торопитесь упрекать ребят, которые, по вашему мнению, не интересуются делами класса, не принимают участия в обсуждении вопросов жизни коллектива на комсомольских собраниях, диспутах. Выясните причины этого поведения. Если предлагаемые вами дела действительно не вызывают интереса, что тут обсуждать? В то же время имейте в виду, что очень многие ребята не решаются или стесняются выражать при всех свое мнение из-за боязни «коряво» сказать, выглядеть смешными и т.д. Поэтому привлекайте их к обсуждению общих вопросов постепенно и не обязательно вначале на собраниях. Интересуйтесь мнениями в личных беседах, проводите «малые советы» с ребятами на переменах, используйте непринужденную атмосферу «огоньков».

Твердо держитесь выбранного вами курса — сплочение коллектива. Но учтите, не любая сплоченность ценное приобретение. Бойтесь единства поддакивающих вам людей, опасайтесь единения ради сомнительного дела. Это — подводные рифы на вашем пути. Самое бесславное для капитана — дать увести свой корабль по ложному курсу.

 

↑ К содержанию ↑

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.