Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т. д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляющееся в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д. В ходе развития происходит превращение ребенка как биологического индивида в человека как личность — члена человеческого общества. Развитие человека — это не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. При воздействии внешних влияний на внутренние процессы постоянно возникают противоречия: например, между новыми потребностями и возможностями ребенка. Наличие противоречий является главной движущей силой развития человека. Что же выступает как главное, ведущее в этом развитии: то, что заложено в ребенке от природы, унаследовано им, или то, что связано с влиянием условий определенной социальной среды, воздействием окружающих его людей? В решении этой проблемы есть и крайние точки зрения, признающие ведущим и определяющим одно из этих начал, и целый ряд таких, которые отражают промежуточные позиции, по-разному оценивая взаимодействие указанных факторов в зависимости от ряда обстоятельств и условий. Так, сторонники преобладания биологического начала в развитии человека утверждают, что общие особенности человека как представителя рода и индивидуальные особенности, характеризующие его как индивида, предопределены его природой. Они рассматривают процесс развития как вызревание того, что заложено в человеке от рождения. При таком подходе развитие характеризуется в основном лишь количественными изменениями предопределенных от рождения свойств, которые лишь проявляются в человеке под влиянием среды. Воспитание же способно только либо ускорить, либо затормозить процесс этого проявления. В подобных концепциях роль общественной, социальной среды в развитии человека приравнивается к роли естественной среды в развитии животных. Эти позиции характерны для многих направлений современной буржуазной педагогики и педагогической психологии. Биологизаторские теории — главная научная основа педагогики свободного воспитания, предписывающей, воспитателю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка. И поскольку воспитание ничего не может изменить, оно должно быть приспособлено к задаткам и способностям ребенка. А отсюда вывод: образование высокого уровня следует давать лишь детям, обладающим высокими умственными способностями. Сами же эти способности следует измерять с помощью специальной системы контрольных заданий — так называемых тестов по определению умственной одаренности, а затем распределять детей в соответствии с результатами по различным группам с целью дать им то образование, которое им «по силам». Благодаря тенденциозно подобранным заданиям тестов обеспечивается классовая дифференциация учащихся и предопределяются их пути в образовании и в жизни. Основным результатом приложения этой концепции к практике является создание элитарной школы, т. е. системы школ для якобы более способных детей, которыми на основе тестового отбора всегда оказываются дети из привилегированных групп и сословий. Представители другой крайней точки зрения считают самым важным и определяющим в развитии человека условия его жизни, особенности окружающей его домашней и социальной среды. Некоторые из них при этом утверждают, что от рождения все дети обладают равными возможностями — представляют собой tabula rasa (чистую доску), на которой можно написать что угодно. Поскольку же человек должен приспосабливаться к окружающей его среде и является ее продуктом, возникают существенные различия между людьми, находившимися в различных условиях. Отсюда отличия в умственных способностях и уровне развития детей, выросших в разных условиях. В буржуазной педагогике и психологии распространены термины «социально-обездоленные» дети, «благоприятная» и «неблагоприятная» среда. Влияние неблагоприятной среды с детства предопределяет таких социально обездоленных детей на замедленное развитие, а отсюда и на получение неполноценного, урезанного образования. Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия «...вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности». Сторонники социологизаторских концепций утверждают, что детям, которые выросли в неблагоприятной среде, не стимулировавшей их интеллектуальное развитие, бесполезно предлагать образование, нацеленное на развитие их интеллектуальных сил. Вместе с тем теории эти не дают ответа на вопрос о том, почему в условиях одинакового воспитания и примерно одинакового быта формируются не только совершенно разные характеры людей, но и разная их социальная направленность, различные устремления, интересы. В настоящее время, когда буржуазия в условиях бурного развития науки и техники, требующих подготовки квалифицированных работников, вынуждена повышать уровень образования в массовой школе, проблема соотношения влияния среды и наследственности и определения границ и возможностей воспитания встает с еще большей остротой. Буржуазные деятели просвещения, как правило, говорят теперь лишь о преобладающем влиянии того или иного фактора (т. е. среды или наследственности), а не о полном отрицании какого-либо из них. Несмотря на все варианты и разновидности названных концепций, общим в них остается одно — их классовая и политическая направленность против детей трудящихся, против национальных меньшинств, использование их для обоснования расистских теорий и политики классовой и расовой дискриминации. Эти психолого-педагогические концепции оправдывают классовое неравенство в буржуазном обществе и доказывают право господствующих классов на привилегированное положение, обосновывая его или исключительными наследственными данными, или особыми условиями окружающей среды. Марксистская концепция развития отрицает крайние точки зрения — биологизаторскую (биогенетическую) и социологизаторскую (социогенетическую), противопоставляющие влияние биологических задатков и окружающей ребенка среды, а тем более интерпретацию, даваемую буржуазными учеными. Социальное и биологическое — два взаимодействующих фактора. Развитие человека и формирование его личности есть единый, целостный процесс. Признавая влияние наследственности и среды, советская психология и педагогика всесторонне изучают характер и механизмы этого влияния с тем, чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие ребенка, как осуществлять его воспитание. Рассмотрим позиции марксистско-ленинской педагогики о влиянии наследственности, среды и воспитания на развитие человека и формирование его личности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление