Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль наследственности в развитии человека





Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Успехи современной генетики позволяют по-новому определить механизм передачи наследственных качеств и особенностей человека. Данные молекулярной генетики свидетельствуют о химической природе генов, что дает возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию по наследству.
Наследственная программа поведения человека имеет целью продолжение человеческого рода, обеспечение системы регуляций, помогающих организму приспосабливаться к изменениям условий его существования. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологическая структура человеческого организма, стадии его созревания, особенности строения нервной системы, индивидуальные особенности человека. В числе наследуемых анатомо-физиологических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы, а также особенности человека как представителя человеческого рода, т. е. высокоорганизованный мозг, задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Известно, что каждый человек способен к одному виду деятельности (или к нескольким) больше, чем к другим. Это обусловлено его генотипом. Известно положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы. К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными, силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают на необходимость учитывать в воспитании естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяющие направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Под жизненными силами, заложенными в природе человека и проявляющимися в форме задатков, а затем способностей, следует понимать возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация этих возможностей во многом зависит от условий жизни, и воспитания. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».
Наследование способностей в отдельных семьях, появление в ряде поколений одаренных людей объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и воспитанием детей в атмосфере интереса к данному виду деятельности и довольно ранним приобщением их к этому виду занятий.
Задатки относятся к самым общим широким областям деятельности, они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены, связаны с наличием разных видов производства, искусствами определяются уровнем их развития. Так, ребенок родится лишь с общими задатками к речи, но на каком языке он будет говорить, зависит от того, в какой национальной среде он будет развиваться.
Задатки служат одним из условий успешного выполнения человеком определенного вида деятельности. Однако успех в любой деятельности будет в значительно большей степени зависеть от трудолюбия, накопления опыта.
Признавая биологическое неравенство задатков и способностей, советская педагогика уделяет главное внимание не выявлению различий и приспособлению к ним обучения, а созданию необходимых условий для развития задатков и способностей, имеющихся в различном сочетании у каждого. Советская система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития каждого человека.
В буржуазной педагогике и психологии распространено утверждение о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками; что отдельным людям свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п. Классовой и политической подоплекой этих утверждений является неверие в возможность формирования совершенного человека в новых, благоприятных социальных условиях, которые имеются лишь при социализме, стремление опорочить задачу формирования нового человека — строителя коммунистического общества.
Советская педагогика и психология утверждают, что все психические свойства и качества личности развиваются и формируются в процессе жизнедеятельности человека, его общения с другими людьми, взаимодействия с окружающей средой. Большую роль играет воспитание. В человеке от рождения не заложено никаких — ни социальных, ни асоциальных программ поведения. Процесс социального развития для каждого человека начинается фактически с нуля. Он протекает в индивидуально неповторимых условиях и связан с различием реакций на внешние условия.
Развитие человека с физиологической точки зрения очень сложный процесс. Его органы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, причем наблюдается известная неравномерность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека. Это, в свою очередь, проявляется в некоторых общих особенностях психического развития детей разных возрастных групп. Например, целый ряд особенностей анатомо-физиологического развития подростков находит отражение в некоторых характерных чертах их поведения, дающих основание говорить об этом возрасте как о трудном. Однако социальные стороны личности, т. е. качества, характеризующие особенности поведения человека в обществе и его отношения с людьми, формируются только в конкретных социальных условиях и не могут быть предопределены биологическими свойствами человека.
Человек как биологический вид за относительно большой период своего развития подвергся очень незначительным изменениям, поскольку в отношении его не действует закон естественного отбора, проявляющийся в естественной гибели или выживании того или иного вида животного мира; к тому же человек сам выступает активным преобразователем естественной среды, среды своего обитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.