Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогических исследований




 

Пути (способы) познания объективной реальности принято на­зывать методами исследования. С их помощью каждая наука до­бывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и об­рабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня раз­вития науки от применяемых методов исследования. «Часто говорят, и недаром, — писал И. П. Павлов, — что наука дви­жется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся сту­пенью выше, с которой открывается нам более широкий гори­зонт с невидимыми ранее предметами» (Павлов И. П. Полн. собр. трудов. — М.; Л., 1936. — Т. 2. — С. 23).

Объективность и надежность научных выводов зависят также от общего подхода к пониманию сущности изучаемых явлений и процессов. Его обеспечивает философия. Методологической платформой исследования педагогической действительности яв­ляется философия познания (гносеология). Общий метод научно­го познания, требования которого имеют универсальный харак­тер, выполняет направляющую функцию.

Методы научного исследования тесно связаны с объектами по­знания. Они обусловлены особенностями науки о воспитании.

Характерная черта педагогических процессов — неоднознач­ность их протекания. Результаты обучения, образования, воспи­тания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно измененить влияние даже одного-двух факторов, чтобы результаты существенно разнились между собой. Стохастический (неопределенный, неоднозначный) харак­тер педагогических процессов ограничивает возможности при­менения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. В области естественных наук (физики, скажем, или химии) ис­следователь может многократно повторять эксперимент, исполь­зуя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению — связь между исследуемыми факторами или существует, или же ее нет. Педагог-исследователь такой возможности лишен. При повтор­ном исследовании он уже имеет дело фактически с другим «ма­териалом», да и условия почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характери­стики используемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. С учетом этого об­стоятельства педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они бы­ли получены.

В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Исследования должны быть спла­нированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный эффект. Экспери­менты, противоречащие этическим и правовым нормам, запре­щены.

Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом — многократно увеличив число наблюдений. В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживают­ся за счет массовости. В общественных науках, к которым отно­сится и педагогика, выводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются и заменяются спокойной массовидной тенденцией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.