Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический эксперимент




БЕСЕДА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

К традиционным методам педагогических исследований отно­сятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются от­ношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен, умело применяя целенаправленные беседы, получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим иссле­дователя проблемам также получают с помощью бесед. Но бесе­ды— не всегда надежный метод. Поэтому его применяют чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъ­яснений и уточнений того, что не было достаточно ясным при на­блюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять не­избежный оттенок субъективизма, применяются специальные меры: 1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы; 2) обсуждение интересующих иссле­дователя вопросов в различных ракурсах и связях; 3) варьиро­вание вопросов, постановка их в приятной для собеседника фор­ме; 4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Совре­менные технические средства позволяют делать это незаметно для испытуемых. Правдивости информации это однако способст­вует мало.

Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюи­рование, воспринятое из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интер­вьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ста­вит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Но даже заранее подготовленные ответы тоже не всегда правдивы. Поэтому, применяя интервьюирование, не следует за­бывать предостережение древних: язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы ус­пешно их скрывать.

 

 

Слово «эксперимент» — латинского происхождения и в пере­воде означает «опыт», «испытание». Педагогический экспе­римент — это научно поставленный опыт преобразования педа­гогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер. Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Эксперимент — это по сути строго контролируемое педаго­гическое наблюдение, причем экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который он сам и осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учени­ков, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными — в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей ги­потезы, разработки исследуемого вопроса, составления детально­го плана и строгого его соблюдения, точной фиксации результа­тов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит опреде­ляющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» гипотезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие, пока не будет установлена или опровергнута связь между экспе­риментальными факторами. Исследование гипотезы — это фор­ма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от со­блюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяе­мых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, прове­ряется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экс­периментальном, так и в контрольном классе. Однако соблюсти это требование на практике очень трудно из-за большого количества причин, влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их клас­сифицируют по разным признакам: направленности, объектам ис­следования, месту и времени проведения и т. д. В зависимости от преследуемой цели, различают эксперименты: 1) констатирующие, при которых изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочные, уточняющие, когда проверяется гипотеза, создан­ная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательные, преобра­зующие, формирующие, в ходе которых конструируются новые педагогические явления.

Чаще всего эксперименты применяются не изолированно, а в неразрывной последовательности. Констатирующий эксперимент, называемый иногда методом срезов, направляется обычно на уста­новление фактического состояния исследуемого объекта, конста­тацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель — зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, цель которого — создать и проверить эффектив­ность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментато­ра, повысить достигнутый уровень. Как правило, для достижения устойчивого педагогического эффекта требуются длительные сози­дательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в вос­питании и развитии обычно не приходится.

По месту проведения различают естественные и лабораторные педагогические эксперименты. Первые представляют собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид экспери­мента избирается в случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учеб­ники и учебные пособия, приемы, методы обучения и воспита­ния, формы учебно-воспитательного процесса.

Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследователь­ские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В пе­дагогических исследованиях его применяют нечасто. Конечно, естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он бли­же к реальной действительности. Однако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной проверки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и пере­носить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтроли­руемых факторов, побочных причин свести к минимуму.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.