Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система дидактических принципов




ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

 

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражаю­щие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание об­щей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для прак­тической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практичес­кие указания по обучению закреплены преимущественно в прин­ципах и правилах их реализации, носящих название дидактичес­ких принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организаци­онные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкрет­но-историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования зако­нов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для дос­тижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положе­ния, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они пред­писывают учителю выполнять в той или иной ситуации опреде­ленные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумы­ваться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Сколько всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Д. Ушинского: «...Сами эти правила не имеют ника­ких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это одно уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытека­ют». Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения тре­бований принципа.

 

 

Принципы обучения выступают в органическом единстве, об­разуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они яв­ляются. Логической основой этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, а все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более кон­кретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требований к содержанию обучения, к обучающим и к обучающимся. К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, орга­ничность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодея­тельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принци­пам он относил также сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Анализ по­зволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнан­ных следующие принципы:

—сознательности и активности;

—наглядности;

—систематичности и последовательности;

—прочности;

—научности;

—доступности;

—связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.