Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученический коллектив




 

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивитель­но, что оно стало нечетким. Ясно лишь, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа — коллектив? В современ­ной литературе употребляются два значения понятия «кол­лектив». Первое — под коллективом понимается любая орга­низованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе — только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело это понятие в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

•Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп­пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государст­вом, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

•Общая совместная деятельность для достижения поставлен­ной цели, общая организация этой деятельности. Люди объеди­няются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совме­стной деятельности.

•Отношения ответственной зависимости. Между членами кол­лектива устанавливаются специфические отношения, отражаю­щие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение).

•Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста­навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Эти характеристики могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при кол­лективной организации.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и други­ми очень важными особенностями, которые отражают внутри-коллективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких особенностей — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здо­ровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, кол­лектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признака­ми, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разум­ным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знаю­щего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объек­тивные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь­ного коллектива — коллектив класса, в рамках которого проте­кает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он вы­полняет роль своеобразного фундамента, на базе которого фор­мируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки кол­лектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенных общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятель­ности. Группа имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимо­стью при безусловном равенстве всех членов в правах и обя­занностях.

Ученический коллектив как система — это:

—органичная часть более сложного объединения — воспита­тельного коллектива, включающего, помимо детского, и коллек­тив педагогов-воспитателей;

—относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

—скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в про­цессе межличностного общения;

—субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

—носитель общего интегративного свойства — его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего кол­лектив как целостное образование, отличное от суммы со­ставляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

—субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

При этом ученический коллектив рассматривается как систе­ма динамическая, развитие которой детерминировано измене­ниями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в ха­рактере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнуты­ми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.