Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое руководство коллективом




КОЛЛЕКТИВ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

В любом школьном коллективе, независимо от возраста его членов и их сплоченности существуют микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Как правило, такие группы воз­никают на основе приятельских отношений, личных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Образование микрогрупп связано с усиливающимся в этом возрасте стремле­нием к самопознанию. Под влиянием этих групп трансформиру­ются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение школьников в системе нефор­мальных отношений. Особенно велика роль лидирующей груп­пы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структу­ра коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.

В тех случаях, когда неформальная группа становится носи­телем позитивных социальных ценностей и когда она автори­тетна для ученика, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива. Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием кол­лектива. В таких случаях процесс социального развития личнос­ти затрудняется.

Определение и координация общей направленности влияния неформальных объединений на личность не только педагоги­ческая, но и социальная проблема огромной важности, ибо нрав­ственное здоровье подрастающих поколений — забота всего общества. Внимание к классному коллективу должно быть уси­лено, потому что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное — управляе­мым. Классный коллектив — это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направлен­ных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов средств (живого слова, наглядности, личного примера) и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность.

 

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно ме­няются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повниматель­нее, видим: процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зави­сит от того, в какой мере исследованы закономерности его раз­вития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуа­цию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять ученическим коллективом — значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той ста­дии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом представляет собой два взаимосвязанных и взаимо­обусловленных процесса: первый — сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках, второй — организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика (А. Т. Ку­ракин).

Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характери­зующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; с разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования получен­ной информации. Важнейшее условие оптимизаций — интегра­ция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процес­сов. Такая интеграция достигается путем использования ком­плекса педагогических воздействий на коллектив; постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в по­вседневной жизни; создания таких ситуаций в жизни коллекти­ва, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; расширения функций ученического само­управления; объединения усилий всех тех, кто участвует в ра­боте с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школь­ников необходимо соблюдать следующие важные правила:

•Разумно сочетать педагогическое руководство с естествен­ным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не по­давлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздей­ствие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить так­тику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понят­ные каждому члену коллектива.

•Коллектив — динамическая система, он постоянно изменя­ется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как еди­ноличный организатор коллектива на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управле­ния, развивает начала демократии, самоуправление, обществен­ное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

•Высокой эффективности коллективного воспитания класс­ный руководитель добивается лишь тогда, когда опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотруд­ничество с другими коллективами, поддерживает тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация вос­питательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

•Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре це­лей и содержания коллективистского воспитания, которые обре­тают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая квали­фицированной педагогической помощи развивающаяся личность.

Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качес­тва у тех формируются.

•Показатель правильного руководства — наличие в коллек­тиве общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и вы­работать необходимую линию общественного поведения.

•Демократизация воспитания не означает упразднения конт­роля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикаль­но-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высо­кий уровень развития коллектива и каждого ученика (по верти­кали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

•Исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредст­венной зависимости (персональных отношений). Они проявля­ются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпа­дении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушае­мости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятель­ности и ценностями коллектива (партнерские отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляют­ся как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): моти­вы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту дея­тельности, социальный смысл коллективной деятельности.

К чему это обязывает воспитателя? К такой организации кол­лективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами кол­лектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесен­ные обиды.

•Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выпол­няемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не вызывают их интереса или не соответствуют их возможностям, то они выполняются фор­мально либо совсем не выполняются. В этом случае ребята фактически выпадают из системы коллективных отношений. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возмож­ностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

•Исследования показали, что благоприятное или неблаго­приятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в нем и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Естественно, эти выводы немедленно ставят перед педагогом вопрос о не­обходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.), черты, харак­теризующие его нравственный облик (внимательное отноше­ние к товарищам, справедливость и др.), физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

•Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации. Один и тот же ученик в одном коллек­тиве может оказаться в благоприятном, а в другом — в небла­гоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот кол­лектив, где они могут получить более высокий статус.

•На положение школьника весьма ощутимо влияет измене­ние характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботит­ся об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.