Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы семейного воспитания




 

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и тем не менее можно выделить типичные модели отношений межу взрос­лыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоиз­менение отношений как одной из фундаментальных характери­стик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развива­ют интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, неза­висимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи — по­рядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюб­ными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют соб­ственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими пробле­мами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубин­ные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уде­ляется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир ро­дителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощ­ряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взросле­ют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Де­ти это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбивают­ся о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обес­печить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторон­ние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разо­браться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное ува­жение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры об­щения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянству­ют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомни­тельным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глу­хоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в мину­ты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие таких переживаний взрослыми ведет к обоюдно­му отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешен­ности отца от семьи. На то существуют и объективные и субъ­ективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г. А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% — к отцам: «отец пьет мно­го», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».

СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Содержание воспитания в семье определяется генеральной це­лью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллекту­ально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направ­ления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотичес­ким, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что при­оритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Фи­зическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, за­нятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Разви­тие познавательных интересов, способностей, наклонностей и за­датков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отноше­ний, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и ува­жения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нрав­ственные качества: разумные потребности, дисциплинирован­ность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудить­ся, путь один — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от тру­дового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятны», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети уди­вительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отда­вали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжири­ванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — про­цесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и тре­бование разумного, взвешенного подхода к решению воспита­тельных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.