Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания детей в семье




 

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целена­правленное педагогическое влияние родителей на сознание и по­ведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

•Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на кон­кретных поступках и приспособленное к личности.

•Выбор методов зависит от педагогической культуры родите­лей: понимания цели воспитания, родительской роли, представ­лений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколь­ко родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холод­ных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают бо­лее важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспита­ния: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспек­тива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в се­мье. Среди них — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, му­зеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опи­рается на ряд общих условий:

• Знание родителями своих детей, их положительных и отри­цательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие от­ношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% — какие фильмы смотрят, 67% — какая музыка им нравится; больше по­ловины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

•Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также ска­зываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно вы­бирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

•Если родители отдают предпочтение совместной деятельно­сти, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совмест­ной деятельности — нет и повода, и возможности для общения.

•Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно за­мечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше вос­питаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а прак­тическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются един­ственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решаю­щей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании слож­нейших душевных движений развивающегося человека», — пи­сал В.А. Сухомлинский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.