Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект познания




Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, знаний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопря­жено с материей, познание означает процесс приобретения знаний и соотносит­ся с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия - бытие, материя, сознание, то в теории познания - деятельность, практика, познание.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсив­нее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Субъект познания - чело­век как представитель общества, использующий инструменты, приборы и сред­ства духовной и материальной культуры человечества, вклкачая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер.

Большинство философских систем выделяли 2 основных этапа познания:

- чувственное познание (эмпирическое знание) (Гоббс, Локк);

- рациональное познание (теоретическое знание)(Декарт, Спиноза, Конт, Гегель). Сторонники эмпиризма признали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. Рационалисты: Если все знания формируется лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и до сих пор не утратил своей остроты.

Чувственное познание делится на:

- ощущение- это непосредственное реагирование,

- восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств,

- представление- целостный образ предмета, который не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем представить этот образ.

Рациональное познание:

- понятие- имена объектов, событий,

-суждение- связь понятий, всякое высказывание, мнение об определенном предмете, явлении,

-умозаключение- такой логический процесс, в ходе которого из 1-го или нескольких суждений, называемых посылками, выводится на основании определенных правил логики новое суждение, называемое заключением или следствием.

Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разу­мом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Субъект познания носит исторический характер. С развитием общества субъект познания увеличивает свою познавательную мощь за счет развития приборов, экспериментальной базы, научных теорий, методов познания, уско­рения проверки гипотез и теорий и т.д.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его раз­нообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен по­знавательный интерес субъекта.

Под объектом познавательной деятельности в самом широком смысле слова следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект и объективная реальность — вещи совершенно разные. Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу чисто исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, несформировавшегося методологического аппарата анализа и т.д. Так, элементарные частицы и атомные ядра, несомненно, существовали во времена древних греков, но не были предметом их анализа; точно так же и сегодня существуют такие вещи и процессы, которые мы не можем познавать в силу своей исторической ограниченности. Вместе с тем какие-то вещи и процессы могут не являться объектом моей познавательной деятельности по причине отсутствия познавательной направленности на них.

Любой объект познания представляет собой некую тайну, загадочное «X», относительно которого мы хотим получить знание.

Одновременно объект не может быть абсолютно трансцендентным. В таком случае он рисковал бы остаться попросту неизвестным, как бы пребывающим в состоянии гносеологического небытия типа кантовской вещи в себе. Весь процесс познания, по мысли B.C. Соловьева, как раз и покоится на том, что «познающий известным образом внутренно связан с познаваемым, находится с ним в существенном единстве».

Объект познания имеет еще одно очень важное свойство — он не остается неизменным. Любое добытое знание об объекте раскрывает в нем новые тайны. Так, объект под названием «атом» со времен древних греков претерпел существенное гносеологическое развитие: мы теперь знаем о его внутреннем строении, весе, изотопах и т.д.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется ис­тиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окру­жающей действительности, искаженный, не соответствующий действительно­сти, результат познания называется заблуждением.

Следует подчеркнуть, что в наши знания неизбежно вкрадываются за­блуждения. От заблуждений можно избавиться только со временем под влия­нием развития опыта и науки.

От заблуждения следует отличать ложь. Ложь - это сознательное иска­жение истины.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действи­тельности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, являет­ся оценкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.