Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Философское учение о бытии и материи




На базе среднего профессионального (юридического) образования

Практическое занятие №1

для студентов очной формы обучения

Интерактивное занятие в форме круглого стола.

Введение в проблему: анализ понятий «бытие» и «развитие»

Содержание дискуссии: детальное рассмотрение категорий «бытие», «развитие», «материя», «атрибуты материи»

Цели занятия:

1. Раскрыть понятия «бытие» и «развитие».

2.Показать взаимосвязь материального и духовного бытия.

3.Способствовать формированию философского мышления у студентов, приводящего к повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

Провести блиц-опрос студентов на знание следующих философских понятияй: архэ, атом, идеализм, креационизм, первоматерия, гилозоизм, форма, движение, материализм, натурализм. абсолютное бытие, относительное бытие, психика, душа, сознание, дух, субстанция.

Основные обсуждаемые вопросы учебной дискуссии:

Основные вопросы и понятия онтологии.

Основу обсуждаемого вопроса составляют положения, которые необходимо детально раскрыть:

1.Понятия «бытие» и «небытие» в философии.

2. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

Философское учение о материи и ее атрибутах.

В ходе дискуссии необходимо обозначить соотношение материального и идеального. Раскрытие данной проблемы предполагает рассмотрение:

- проблемы идеального,

- эволюции понятия «материя»,

- категорий «пространство» и «время»,

- понятия «развитие» в философии,

- диалектики как учения о развитии,

- основных законов и принципов диалектики.

В ходе научной дискуссии студентам необходимо ответить на вопросы тестов (без участия преподавателя)

Варианты тестов:

1. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является …

- субстратом

- интенцией

- субстанцией

- модусом

2. Представление о материи как веществе харатерно для …

- философии Средних веков

- философии Античности

- современной философии

- философии Нового времени

3. Сведение высших форм к низшим ведет к …

- механицизму

- солипсизму

- абсолютизму

- нигилизму

4.Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить в идеальной форме обозначается как …

- сознание

- интроспекция

- психика

- ощущение

5.Пространство есть порядок вещей считает ____________________

концепция …

- субстанциональная

- субъективно – идеалистическая

- объективно-идеалистическая

- реляционная

1. Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в …

- теории относительности А. Энштейна

- классической механике И. Ньютона

- геометрии Евклида

- атомизме Демокрита

2. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для..

- материализма

- пантеизма

- солипсизма

- панлогизма

3. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», считал …

- Б. Спиноза

- Дж. Беркли

- Р. Декарт

- Дж. Локк

Для выполнения заданий по темам семинарских и практических занятий необходим анализ Интернет-ресурсов (Яндекс. Google, Rambler) с целью углубления знаний по указанным темам.

Рекомендуемая литература

Основная:

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.. М., 2005. Глава ХХ-ХХ111.

2.Философия. Учебник для вузов/под ред Лавриненко В.Н. М., 2008. Глава Х11.

3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 2012. Глава 9.

Дополнительная:

1.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М., 2001.

2.Диалектика в науках о природе и человеке.- М., 1999.

3.Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

4.Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002.

5.Ильенков Э.В. Проблема идеального.- М., 1998.

6.Кедров Б.М. Беседы о диалектике.- М., 1989.

7.Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.- М., 2001.

8.Лукач. Онтология общественного бытия.: Пролегомены.-М., 1991.

9. Марголис Дж. Личность и сознание.- М., 1986.

10. Прист С. Теория сознания.- М., 2001.

11.Пушкин В.Г. Философия Гегеля: Абсолютное в человеке.- СПб., 2000.

12.Суворов О.В. Сознание и Абсолют. - М., 2000.

13.Труфанов С.Н. Наука логики Гегеля в доступном изложении.- М., 1999.

14. Уайтхед А. Избранные работы по философии.- М., 1990.

15. Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993.

16.Хитрой Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.