КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность процесса обучения. Основные этапы познавательной деятельности
Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей. В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда ([2], стр. 203 – 204). Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку). Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики. Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение. Преподавание - это деятельность учителя по: ■передаче информации; ■организации учебно-познавательной деятельности учащихся; ■оказанию помощи при затруднении в процессе учения; ■стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; ■оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности. Учение — это деятельность ученика по: ■ освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; ■ самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений; ■ осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося. Учебная деятельность включает в себя: ■ овладение системами знаний и оперирование ими; ■овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками; ■развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего; ■овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.). Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и учащегося. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. В любом обучении как бы накладываются одна на другую и сливаются воедино не только деятельность обучаемого и обучающегося, но и еще два вида активности: один – это та конкретная деятельность, которой обучает наставник и которую усваивает ученик, а другой – это прямое, непосредственное и косвенное, опосредованное общение. В этом и сказывается двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников, предстающих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей: - образовательная – чтобы все учащиеся приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков; - воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Компоненты процесса обучения 1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения. 2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу. Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения. 3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся. 4. Операционно-деятельностный. Этот компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения). 5. Дидактические условия. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление: организационные, материальные и психологические. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д. Организационные условия определяются не только требованиями самого процесса обучения (учебный план, расписание), но и общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся (смена разнообразных видов деятельности, режим питания, периоды наибольшей работоспособности, недопустимость перегрузки студентов и т.д.). Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя (УМК), пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения. 6. Контрольно-регулировочный компонент является составной частью процесса обучения. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты. 7. Оценочно-результативный. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого учителя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед у того и другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся; б) анализ и оценку результатов деятельности учителя. Перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы как педагогической системы и определяют логику процесса обучения, его основные этапы. Они определяют не только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы. Так, цикл занятий по теме или отдельное занятие можно рассматривать как систему, включающую в себя те же компоненты, что и процесс обучения в целом. Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |