Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-исторические предпосылки становления проблемы гражданского воспитания




Под культурно-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы гражданского воспитания школьников будем понимать объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие исторически определенный уровень развития гражданского общества с присущими ему ценностями и эволюцию теоретических представлений о гражданском воспитании как факторе социализации.

Основные группы предпосылок становления гражданского воспитания:

1) основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации;

2) социальный заказ на формирование гражданских качеств у школьников, способных адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим условиям;

3) результаты теоретического изучения процесса гражданского воспитания школьников;

4) результаты практического освоения формирования гражданских качеств у школьников в практике воспитательной работы. Существование некоторых общих закономерностей, охватывающих всю историю страны, позволяет нам выделить в истории развития гражданского воспитания России три основных периода.

Первый период (IX в. – 1917 г.)характеризуется переосмыслением места культуры в общественном устройстве и цивилизации в целом, появлением элементов самоуправления, возникновением различных подходов к пониманию сущности, целей гражданского воспитания школьников. К окончанию первого периода сложились следующие культурно-исторические предпосылки:

1) изменение требований к гражданскому воспитанию и определения основных условий ее эффективности;

2) формирование идеала гражданина на основе нравственного и физического воспитания, стержневым качеством которого являлся патриотизм;

3) осмысление понятий «гражданственность», «патриотизм», конкретизация характера связей гражданина с Родиной, Отечеством;

4) переосмысление сущности, целей, путей и средств гражданского воспитания школьников;

5) развитие науки и привлечение психолого-педагогических исследований к решению задач гражданского воспитания.

Второй период (1917 – 1991 гг.) характеризуется сменой общественно-политического строя в нашей стране, интеграцией различных сторон культуры, сложившейся системой гражданского воспитания школьников, которая резко отличалась от дореволюционной российской системы воспитания по целям, идеологическим и методологическим основам, а также содержанию и методам.

Специфика гражданского воспитания школьников связана и с основными особенностями современной школы (меняется цель, содержание и структура образования; появляются частные школы; рыночные отношения проникают в школу; используются разнообразные формы руководства внеклассной воспитательной системой и т.д.), которые влияют на социализацию школьников. Спецификой гражданского воспитания школьников является нацеленность на жизнь, социальное и гражданское творчество, которое позволит ребенку построить свое поведение с ориентацией на личное и общественное благо.

Стратегия гражданского воспитания школьников ориентируется на: социализацию личности и формирование навыков активного нравственного гражданского действия, участия; создание педагогических условий для воспитания гражданской позиции, толерантности, независимости убеждений; защиты гражданских прав; осознания гражданского долга и ответственности.

К концу второго периода сформировались следующие предпосылки:

1) новые тенденции в рассмотрении культуры как качественной характеристики человеческой деятельности, средства социализации человека;

2) ориентация на развитие гражданского самосознания народа, на идеи диалога культур, гуманизации образования, ненасилия в воспитании и обучении;

3) усиление национального воспитания как необходимого условия эффективности гражданского воспитания школьников;

4) появление попыток переосмысления понятия «гражданственность», осознаваемое как готовность к продуктивной деятельности в условиях демократического общества;

5) повышение интереса исследователей к методологическим основам гражданского воспитания школьников;

6) творческое наследие отечественных педагогов;

7) появление попыток укрепления учебно-воспитательной работы с жизнью, изучения роли окружающей среды для гражданского становления школьника, самоуправления как средства формирования гражданской активности.

Третий период (август 1991 года до настоящего времени) характеризуется поиском новых подходов к пониманию сущности гражданского воспитания, принципов его организации, отбора содержания, усилением процессов гуманизации и демократизации. К предпосылкам данного периода относятся:

1) уточнение понятий «гражданственность», «гражданское воспитание»;

2) рассмотрение гражданского воспитания школьников как самостоятельной проблемы;

3) изучение формирования гражданского самосознания молодежи, научных основ его организации;

4) научное обоснование новых подходов к содержанию гражданского воспитания;

5) разработка содержания гражданского воспитания в соответствии с изменениями во всех сферах жизни общества;

6) разработка концептуальной модели личности школьника, развитие которой представлена в виде ступеней: цивилизованность – гражданственность – культура – духовность;

7) развитие идеи формирования личности в коллективной деятельности, интеграции учебных курсов в системе гражданского воспитания школьников.

Культурно-историческое развитие общества, становление теории гражданского воспитания не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.