Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как фактора социализации школьников




Современное состояние проблемы гражданского воспитания

Проблема гражданского воспитания школьников занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Анализ опубликованных работ позволил установить, что изучались следующие вопросы: понимание сущности понятий «гражданственность», «гражданское воспитание», научных основ его организации; историко-педагогического аспекта гражданского воспитания; новые подходы к разработке содержания гражданского воспитания учащихся; содержание учебных дисциплин, способствующих формированию гражданских качеств у школьников; новые средства и формы включения учащихся в социально значимую деятельность; воспитательные возможности детских организаций по гражданскому воспитанию школьников; инновационные технологии подготовки будущих учителей к воспитательной работе; анализа форм и методов организации гражданского воспитания школьников в зарубежных странах. Однако следует отметить, в исследованиях отсутствуют сквозные единые проблемы, ведущие гражданские идеи, которые бы обеспечивали преемственность; не разработаны внутри дисциплинарные преемственные связи в гражданских знаниях; нет взаимосвязи с воспитательной деятельностью. Среди факторов социализации – философская пропедевтика, история, право, трудовое обучение, но не сформирована целостная концепция гражданского воспитания, способствующая социализации школьников.

Первая группа работ по проблеме гражданского воспитания школьников положила основу для дальнейших научных изысканий и практических действий. В данных исследованиях выявлены сущность гражданственности через перечисление личностных качеств; повышено внимание к психологическим основам гражданственности; установлены связи между результатами и мотивами деятельности, личным и общественным.

Вторая группа исследований связана с изучением историко-педагогического аспекта гражданского воспитания и убеждает нас, что создание современной системы гражданского воспитания школьников имеет объективно необходимый, исторически закономерный и педагогически целенаправленный характер. Гражданское воспитание школьников выполняет социальный заказ общества. Содержание процесса гражданского воспитания меняется в соответствии с изменениями в социальной структуре общества.

Третья группа исследований посвящена обоснованию новых подходов к разработке содержания гражданского воспитания молодежи. Выделяются коадаптационный, комплексный подходы. Теоретическими основами гражданского воспитания являются также социализирующие факторы, воздействие которых активно влияет на воспитание гражданина.

В четвертой группе исследований разрабатывается содержание учебных дисциплин, способствующих формированию гражданских качеств у подрастающего поколения. Выделяются основные педагогические условия: модульно-интегрированный метод, личностно ориентированное обучение, дифференцированный подход к оценке знаний, учет возрастных особенностей гражданского становления личности и т.д.

Пятая группа исследований проблемы связана с поиском новых средств и форм включения учащихся в общественно значимую деятельность. В существующих работах по гражданскому образованию особое значение уделяется усвоению учащимися гражданской культуры.

В работах шестой группы выявляются возможности детских и юношеских организаций в гражданском воспитании школьников. Среди педагогических условий – создание в школе нравственно-правового пространства, развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии.

Седьмая группа исследований имеет отношение к подготовке специалистов к гражданскому воспитанию школьников. Исследователи предлагают для преодоления недостатков социально-политической, психологической и педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности ввести в ориентирующий, теоретико-методологический и деятельностный модули психолого-педагогического блока специальных вопросов, связанных с проблемой гражданского воспитания.

Восьмая группа исследований посвящена зарубежному опыту гражданского воспитания учащихся. В настоящее время практически во всех европейских странах разработаны программы по гражданскому воспитанию, которые ориентируются на приоритет прав человека в системе гражданских ценностей, умения и навыки, необходимые для осуществления гражданских прав, усиление направленности на общие для всех европейских стран ценности и цели.

Начиная с середины 1990-х годов, исследование проблемы гражданского воспитания школьников вступает в качественно новый этап, так как оно организуется в условиях появления предпосылок для возникновения в России гражданского общества, и делают актуальным вопрос о практико-ориентированной концепции гражданского воспитания школьников.

Конец XX века по праву может считаться новым этапом становления общероссийской системы гражданского воспитания как фактора социализации школьников. При этом гражданское воспитание должно и может стать самостоятельным направлением государственной политики страны.

 

Задания для самостоятельного осмысления

1.Попытайтесь установить преемственную связь культурных явлений (в методологическом и педагогическом аспектах) в период от IX века до 1917 года.

2. Уточните термин «гражданский ренессанс» при характеристике проблемы гражданского воспитания в советской педагогике 20–30-х гг.

3. Какие тенденции прослеживаются в развитии педагогических исследований по проблеме гражданского воспитания?

4. Выделите основные группы предпосылок возникновения и становления проблемы гражданского воспитания школьников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.