Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как средства самообразования




Потенциал педагогической мастерской

Лекция 3

Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей

и взрослых, которая создает условия для восхождения

каждого участника к новому знанию и новому опыту путем

самостоятельного или коллективного открытия

/И.А. Мухина/

Цель – познакомить студентов с технологией подготовки и проведения педагогических мастерских.

План лекции

1. Понятие «педагогическая мастерская».

2. Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской.

4. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.

Основные понятия: мастер, мастерская, рабочие мастерские, педагогическая мастерская, индукция, дедукция, социализация, социоконструкция, рефлексия.

1. Понятие «педагогическая мастерская»

Профессия учителя – творческая, она нуждается в обмене накопленным опытом, обогащении. Не случаен интерес будущих учителей к новому для большинства из них стилю проведения занятий – педагогические мастерские. Общение с единомышленниками, опыт взаимообогащения важен для самовоспитания, саморазвития и самореализации. На подобных занятиях участники не просто слушают, они сотрудничают; занятие проходит в обстановке живого обсуждения.

У истоков разработки концепции мастерских – Поль Ланжевен и Анри Валлон. «Мастерская» – место, где «мастер» делает работу надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень умений, достижения и возможности того или иного вида профессионального занятия» [9, с. 6]. В мировой педагогике широкое распространение получили «рабочие мастерские» (workshops – англ.) – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания (там же).

Образовательная технология педагогических мастерских пришла к нам в Россию из Франции и несет идеи Международного движения «Новое образование», которые бурно развивались в начале XXI века (А. Бассис, Г. Башляр, Ж. Пиаже и др.).«Французская группа нового образования» («Groupe Francais d’ Education Nouvelle») – добровольное творческое объединение ученых и практиков Франции применяет мастерскую как средство передачи концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. Основная идея концепции, по мнению Н.И. Беловой, «знание не может строиться без строительства личности» [3, с. 16]. В России идеи «Нового образования» нашли отражение в школе В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, в 90-е годы – в работах Б.М. Мастерова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др. Большую роль в пропаганде мастерских сыграла международная организация «Педагоги за мир». Основа деятельностного подхода – это «гармония знаний, действий и отношений», к которой и стремится мастерпри создании мастерской. При проведении педагогической мастерской используются интерактивные (преподаватель и студент – субъекты учебно-воспитательного процесса; преподаватель выступает в роли модератора, лидера группы, фасилитатора, помощника…) и активные (обучающийся является «субъектом» обучения и воспитания, выполняет творческие задания, вступает в диалог) методы воспитания. Активные и интерактивные методы (проектный метод, бригадно-лабораторный, работа в парах, группах) в наибольшей степени способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

Технология педагогической мастерской является одним из средств, которая предоставляет возможности для развития индивидуальности, имеет рефлексивную, личностно-деятельностную ориентацию, при этом воспитательные цели превалируют над обучающими. Данная технология адекватна педагогическим целям. В центре технологии педагогической мастерской личность.

Обобщение описанных в педагогической литературе представлений о мастерских дано в работах Г.К. Селевко, Д.Г. Левитаса. В исследованиях М.Г. Ермолаевой, А.А. Окунева, Л.Д. Фураевой и др. раскрывается сходство и различие мастерской и проблемного, традиционного урока, мастерской и игры. Цель исследования Н.И. Беловой [3] – определение аспектов развития личности обучающихся в процессе их проживания педагогической мастерской. Она разработала циклы педагогической мастерской в курсе биологии и экологии, технологические карты к ним; выявила отношение учителей биологии к данной технологии; определила возможности педагогической мастерской в обучении как средства влияния на личностные характеристики обучающихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.