Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные причины, приводящие к девиантности в юношеском возрасте 2 страница




В отличие от созерцательной, философской интоксикации, синдром патологических увлечений проявляется в деятельности. Патологические хобби отличаются от нормальных увлечений, по мнению А. Е. Личко, тремя признаками:

1) крайней интенсивностью - во имя одного какого-то увлечения забрасывается все остальное, порой даже совершаются правонарушения;

2) необычностью и вычурностью; предмет таких увлечений выглядит странным, малопонятным;

3) непродуктивностью, работой вхолостую; юноша уверяет, к примеру, что занимается планированием городов, вычерчивает сотни примитивных схем, а о реальном планировании городов ничего не читал и читать не хочет. Однако и здесь спешить с психиатрическими ярлыками не следует.

Поскольку все проблемы так или иначе связаны со школой, психиатры говорят о так называемых школьных неврозах или фобиях: упорном нежелании посещать школу, связанном, в частности, с неуспеваемостью, и т.п. Но, как справедливо замечает М. И. Буянов (1986), у школьников практически не бывает выраженных неврозов, которые не проявлялись бы в школе или не были связаны с ее посещением. Тем не менее, они не имеют единой этиологии, и нужно тщательно разбираться, что именно травмирует ребенка: плохая успеваемость или конфликт с учителями или напряженные отношения с одноклассниками, и зависит ли это главным образом от социальной ситуации или же от индивидуальных особенностей старшеклассника.

Трудность распознания юношеской психопатологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста. Это в особенности касается акцентуаций характера.

Описания разных типов акцентуации в психиатрической литературе выглядит обманчиво простым: гипертимный подросток отличается повышенной активностью, оптимизмом, общительностью, частой сменой увлечений; шизоидный - замкнутостью и некоммуникабельностью; астено-невротический - повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии; сензитивный - чрезмерной впечатлительностью и чувством собственной неполноценности; эпилептоидный - эмоциональной взрывчатостью, склонностью к периодам тоскливо-злобного настроения, когда нужен объект, на котором можно сорвать зло; истероидный - крайним эгоцентризмом, ненасытной жаждой постоянного внимания к своей особе; конформный - несамостоятельностью, постоянной оглядкой на других, зависимостью от микросреды и т.д.

Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по этим полочкам всех своих учеников. Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не обладает. Увлечение психиатрическими определениями может даже повредить ему: наклеив на трудного, не совсем понятного ему ученика удобный психиатрический ярлык, учитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с учеником.

Психиатрический «ликбез» нужен учителю для того, чтобы раньше и тоньше заметить потенциально опасные черты и ситуации и отреагировать на них своими, педагогическими методами. А если они не помогают - тактично, не травмируя ребенка и его родителей пугающими ярлыками, прибегнуть к помощи подросткового психиатра или психоневролога.

Сексуальные заболевания. Девиантное поведение у старшеклассников может возникнуть и на почве сексуальных заболеваний. Сексуальные девиации делятся на следующие основные группы:отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия);· отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лизбиянство, кровосмешение) отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (трансексуализм);· отклонения, связанные с изменением стереотипа полового поведения (маскулинность).

Противоправное поведение. В годы застоя правоохранительные органы, прежде всего милиция, убаюкивали общественность заверениями о неуклонном снижении преступности несовершеннолетних. Ныне МВД СССР признает, что за два последних десятилетия молодежная преступность в стране выросла в полтора, а подростковая - почти в два раза. В 1987 г. только несовершеннолетними совершено 165 тысяч преступлений, треть из них - учащимися ПТУ, 28 процентов - школьниками, каждое пятое - работающими подростками. Только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состоят почти полмиллиона ребят (А.Власов,1988.).

Грузинские социологи, опросив 1310 мальчиков с 10 до 18 лет из разных типов школ и сравнив ребят, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, с обычными подростками, получили следующую картину (А. Дулькин, 1986).

Наибольшую склонность к преступному поведению обнаружили 16-18-летние юноши. Большинство делинквентных несовершеннолетних (80 процентов против 16 процентов в контрольной группе) живет в неблагополучных семьях, что, в свою очередь, связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей; характерные черты этих ребят - хроническая неуспеваемость, обособление от школьного коллектива и плохие взаимоотношения с учителями).

По наблюдениям психиатров и криминологов, среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много людей, которые, хотя и являются вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. Например, по данным В. П. Емельянова, изучавшего в течение 5 лёт несовершеннолетних преступников Саратовской области, 60 процентов из них имеют различные отклонения в психике. Среди психически здоровых юношей преступность в 1,7-2 раза ниже, чем у олигофренов, и в 15-16 раз ниже, чем у психопатов (Емельянов В. А.,1980).

Однако взаимосвязь между юношеской преступностью, с одной стороны, и умственным развитием и психопатологией - с другой, неоднозначна и зависит от многих других факторов.

Г. М. Миньковский справедливо указывал на неправомерность усреднения данных о семьях с качественно различными свойствами

(Г. М. Миньковский, 1982.).

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков-правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 процентов преступности (В. Д. Ермаков, 1978). Преувеличивается связь правонарушений подростков со структурой семьи: в последние два десятилетия две трети подростков-преступников росли в полных семьях. В тех случаях, когда развод происходит вследствие пьянства или аморального поведения одного из родителей, это способствует не ухудшению, а оздоровлению условий воспитания детей.

Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Миньковский «выделяет по этому признаку 10 типов семьи: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.; 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные.

В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследованных Г. М. Миньковским семей составляет 15-20 процентов, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак - высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

Второй тип семьи (35-40 процентов выборки) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

Для третьего типа семьи (10 процентов выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т. п.), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип (15-20 процентов выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы (10-15 процентов выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80 процентов преступлений (в 20-50 процентах случаев безнадзорным оказывался и потерпевший ребенок), но и в; том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Но однозначной связи между преступным, неведением в ранней юности и определенным: стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, напротив, гиперопекой - не обнаруживается.

Судя по лонгитюдным данным (Л. Роббине, 1966), влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка (юноши), тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым. Однако статистически средняя делинквентноеть у большинства ребят с возрастом прекращается.

Итак, важно не только то, сколько и какие проступки совершил данный ребенок, но и субъективный личностный смысл такого поведения. В целом исследования подтверждают гипотезу Э. Эриксона о значении для подростка отрицательной идентичности, в которой ребенок подчас ищет и находит убежище от трудностей и противоречий взросления. Формирование отрицательной идентичности тесно связано с включением подростка в девиантную субкультуру; «скачок» здесь происходит в среднем около 15 лет. У 15-18-летних юношей делинквентное поведение связано с неосознаваемым пониженным уровнем самоуважения, чего еще не наблюдается у 11-14-летних (Д. Манн, 1976).

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девнантной субкультуры или группы). Что же касается; индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения.

Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975). В научной литературе по этому поводу существуют четыре главные гипотезы:

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому, что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их несовершеннолетний пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашел убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось, что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Кэплан (1980) сравнил уровень самоуважения 12-летних подростков с их последующим (в течение ближайшего года или трех лет) участием в 28 различных формах девиантного поведения. В 26 случаях корреляции оказались статистически значимыми, т. е. низкое самоуважение положительно связано с формами девиантного пове-дения (мелкие кражи, исключение из школы, угрозы самоубийств, ломка вещей, эмоциональные взрывы и др.).

Это происходит из- за того, что чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них, напротив, растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально отрицательных черт и действий. Новая, негативная социальная идентичность предполагает и новые критерии самооценок, зачастую прямо противоположные прежним, так что бывший минус становится плюсом.

Разумеется, девиация - не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» преступника нередко проблематично, в нем много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых несовершеннолетний «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить ребенка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы Я-концепции. Кроме того, юношеское самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл.

Профилактика и коррекция девиантного поведения у молодежи является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Эффективность профилактических мероприятий среди юношей и девушек может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом несовершеннолетнем, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения им необходимого опыта для решения возникающих проблем;

2) обучение старшеклассников навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

3) решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

По мнению А.М. Столяренко, опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:знаниями: роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; криминогенно опасных мест и условий; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность и безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; овладение приемами безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами;развитыми культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные места»,

компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и токсических веществ, совершение действий и общения в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению;разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, собранностью, самообладанием, находчивостью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей; специально освоенными приемами самозащиты: поведенческими, словесными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.), двигательной самообороны.

На социально-педагогическом уровне, система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически - значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида, либо конкретных обстоятельств. Так, своевременное и продуманное планирование в области социальной инфраструктуры микрорайона или города (строительство жилья, учреждение социальной сферы, обеспечение сохранности рабочих мест) может предотвратить миграционные процессы среди жителей данной территории (на поиски новой работы, более удобной школы для ребенка и т.п.); организация и проведение групповых и психологических тренингов (или индивидуальных занятий) обучавшего характера (приобретение навыков эффективного разрешения межличностных конфликтов, навыков психологической саморегуляции и т.п.) позволит несовершеннолетним, прошедшим данный тренинг, более эффективно взаимодействовать с окружающими, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций в своей жизни; своевременное консультирование и профессиональная поддержка социальным педагогом родителей из курируемой им семьи может значительно снизить риск возникновения внутрисемейной напряженности, могущей сказаться на детях и т.д.

Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также деятельность по помощи и поддержке лиц, ставших жертвами неблагоприятных обстоятельств (кризисные центры или специализированные отделения для несовершеннолетних, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под той или иной дефект развития личности.

 

Тема 7. Психология и педагогика развития личности в молодости (23-33 года)

Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках возрастного развития. Так, В. Квин: 18-40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20 - 40 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 годa) примерно до 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).

Молодость: это для большинства молодых людей это студенческая пора, самоопределение и начало профессиональной деятельности, выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития: активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев); происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости, может сохраняться гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Б.Г.Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком о направлении.

Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство семьи устремление женщин, хотя они в меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.

Развитие молодого человека можно рассматривать (по В. Окум) в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я: как индивидуум, член семьи и работник, в центре этих систем находятся близость-генеративность (по Э.Эриксону).

Именно в молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостной оценки себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля, имеющего свои особенности.

В период молодости важной стороной жизни является установление и развитие дружеских связей. И.С. Кон пишет: «Большую часть своих друзей люди приобретают в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах...» Дружба результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия.

Дружба, как и все межличностные отношения, подвержены кризисам, связанным с потерей yвepeнности в другом человеке.

Преодоление кризисов сложный момент в развитии человека. Необходимо возвращаться к истокам кризиса и пересматривать свои позиции. Важно в дружбе уметь прощать, прощать до конца. Это свойства рефлексирующей дружбы (настоящей дружбы), прощение до конца это проявление большого довeрия к силе «Я» другого человека.

Необходимо помнить, что дружба имеет нравственную природу. Однажды потерянное доверие не восстановится до конца никогда. Благодаря друзьям человек решает свою жизненную задачу развития. Дружба дарит человеку силу для строительства собственной личности, позволяет развивать свое «Я».

Дифференциация свободного времяпрепровождения в связи с социальной принадлежностью: Существуют значительные расхождения в выборе форм досуга, связанные с социальной принадлежностью. Дипломированные специалисты и служащие (исключая менеджеров) в гораздо большей степени разнообразят свой досуг но сравнению с другими категориями. Первые предпочитают активные виды спорта, поездки за город, всевозможные культурные мероприятия и т. п. Вторые ограничиваются игрой в бинго, биллиард, посещением футбольных матчей и телевизором, занимающим у них по 20 часов в неделю (по сравнению с 15 часами, отводимыми на это занятие представителями среднего класса). 20% неквалифицированных рабочих предпочитают телевизор всем остальным видам досуга, тогда как ни в одной другой социальной группе такого рода предпочтения не высказывались (Young and Wilmott, 1973). В некоторых случаях расхождения довольно сильны. Безусловно, выбор тех или иных форм досуга связан прежде всего с материальной стороной. Отсюда совершенно ясно, что у представителей среднего класса выбор шире.

Но дело не только в материальной обеспеченности. Существуют и культурные различия в предпочтениях различных социальных слоев и групп, которые складывались исторически.

Например, далеко не все виды досуговой деятельности могут оказаться приемлемыми для того или иного социального слоя.

В результате исследований было выявлено, что неквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом, к концу дня стремятся расслабиться и проводят свободные часы, как правило, у телевизора. Рыбаки и строители ищут своего рода "взрывную компенсацию" за свой нелегкий труд, прибегая, таким образом, к выпивке, дракам, наркотикам, беспорядочным половым связям. Представители рекламных служб и дантисты предпочитают занятия спортом. Компенсационная модель характерна для людей, чья работа связана с большими нервными перегрузками, утомительна и сама по себе не приносит удовлетворения. Это справедливо и в отношении неквалифицированных рабочих (Parker, 1983). Существует и противоположная теория, основная мысль которой заключается в том, что работа как бы перетекает в досуг. Происходит это тогда, когда формы досуга схожи каким-то образом с работой. Например фермеры в свое свободное время ухаживают за адом, управляющие банками - занимают должности казначеев клубов, работники умственного труда - читают или пишут книги и т.п. Иногда работа заметно сливается с досугом. Это характерно для работников социальной сферы, менеджеров, ученых, писателей, художников и бизнесменов. Они не только выполняют дома часть работы, но и фактически смешивают ее с досугом - наподобие того, как это происходило до промышленной революции. Четкие различия между этими понятиями стираются, так как нет четко нормированного рабочего дня, работа нередко происходит и в выходные дни. Стремление к личному росту и самосовершенствованию у представителей вышеперечисленных профессий служит одной из мотиваций к досугу (Kabanoff, 1980; Parker, 1983). Работа приносит им большое удовлетворение, потому что ей свойственны, как мы уже говорили, некоторые черты досуга: свобода и автономность, возможность выполнять задание в своем собственном темпе и в соответствии со своим собственным мировосприятием, а также чувство своего рода собственности по отношению к конечному продукту. Труд здесь содержит некоторые черты игры.

Существует и третья теория, согласно которой досуг совершенно независим от работы. Эта теория была обоснована и нашла свое подтверждение сравнительно недавно в результате неудачных попыток прогнозировать возможные занятия на досуге, сопоставляя их с характеристиками работы. Для многих людей работа и досуг никак не соотносятся друг с другом. Это справедливо в отношении банковских служащих и канцелярских работников, которые вполне довольны своей работой, но нельзя сказать, чтобы работа приносила им большое удовлетворение. "Они не так серьезно увлечены своей работой, чтобы хотелось продолжать заниматься ею во внерабочее время, и работа не настолько надоела им, чтобы у них выработалось враждебное к ней отношение" (Parker, 1983). Коллеги по работе в меньшей степени проявляют склонность к дружбе, а основная функция досуга - развлечения.

Ведущий вид деятельности этого возраста – трудовая деятельность. Выбор профессии и профессиональное становление - важный аспект развития личности в молодости. Определение выбора специальности происходит на более ранних этапах личностного развития, однако, часто ошибочность выбора профессии сказывается именно на этом возрастном этапе. Э. Роу связывает профессиональное становление человека, прежде всего с характером дeтско-родительских отношений в семье.

Авторитарные родители могут не считаться с интересами ребенка, основываясь на своем опыте. Они сами определяют, что ему нужно, с какими умениями ему будет легче жить. Иногда выбирают для детей ту специальность, которую они сами хотели бы иметь, но в силу каких то обстоятельств не приобрели, могут принижать способности ребенка, сразу устанавливая потолок стремлениям.

Диктат родителей может привести к тому, что проучившись, проработав какое-то время, иногда довольно продолжительное время человек поймет: надо менять специальность и заново строить жизнь.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации.

Первые недели, и месяцы работы вызывают большие трудности по ряду причин:

· новый разновозрастный коллектив;

· новая система производственных отношений;

· новые социально-профессиональные ценности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.