КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
Основные вопросы Требования к компетентности по теме
r знать и уметь раскрывать сущность понятия «методология педагогики»; знать и уметь характеризовать уровни методологии педагогики; понимать и раскрывать сущность системного подхода в педагогике; r знать конкретно-методологические подходы в педагогике, уметь объяснять их значение для педагога-исследователя и педагога-практика; r знать и уметь раскрывать структуру и логику педагогического исследования; знать его методологические параметры, уметь определять их в процессе проведения курсовых педагогических исследований; r знать методы педагогических исследований, уметь объяснить их особенности, а также применять при анализе и изучении научных педагогических проблем и решении практических педагогических задач; r уметь характеризовать педагогический эксперимент, его виды, особенности и этапы проведения. 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. 2. Методологические подходы в педагогике. 3. Организация педагогического исследования. 4. Методы педагогического исследования. 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Кроме того, наука и сам исследователь должны опираться на систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, то есть на методологию. Под методологией педагогики понимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология педагогики, с одной стороны, есть система знаний о педагогической науке и педагогическом исследовании, а с другой — деятельность по получению этих знаний (по В. В. Краевскому). Ученые-педагоги (В. С. Швырев, Э. Г. Юдин, В. В. Краевский) выделили несколько уровней методологии, которые, образуя систему, соподчинены друг другу (рис. 18). Рис. 18. Уровни методологического знания
Философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены разнообразными концепциями: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики выступает материалистическая диалектика (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Большинство отечественных педагогов признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира. Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует педагога-исследователя и педагога-практика рассматривать педагогические явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность» и др.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |