Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический эксперимент, его виды и этапы




 

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment — проба, опыт). Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Это «научно поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемые педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях» [1, с. 240]. Сущность педагогического эксперимента как комплексного метода исследования состоит в том, что он позволяет поставить изучаемые явления в определенные условия, создать планомерно организуемые ситуации, выявить факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами.

В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании выделяют разные виды эксперимента. По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

По конечным целям педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, или преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия экспериментальных и контрольных групп. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс организуется в измененных условиях, в контрольных группах — в обычных, неизменных условиях. Сравнение результатов деятельности учащихся и педагогов в этих группах при прочих равных условиях позволяет сделает вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную, и наоборот (перекрестный эксперимент).

Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

r теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

r методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

r собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

r аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «методология» применительно к педагогической науке и практике.

2. Какие основные уровни методологического знания выделяют?

3. Назовите и раскройте сущность основных методологических подходов в педагогике.

4. Как организуется педагогическое исследование? Какова его структура и логика?

5. Определите понятие «метод педагогического исследования».

6. На какие группы подразделяются методы педагогического исследования?

7. Опишите теоретические и эмпирические методы исследования.

8. Какие виды педагогического эксперимента различают? В чем заключаются особенности их проведения?

9. Назовите этапы эксперимента.

Рекомендуемая литература

1. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — Гл. 4.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2003. — С. 50—62.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 36—55.

4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 43—70.

5. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 59—76.

6. Северин С. Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие. — Брест: БрГУ, 2008. — 81 с.

7. Сластенин В. А., Исаев В. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 80—100.

8. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 31—43.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.