КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания
Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования (Г.М.Коджаспирова). Уровни педагогического исследования Эмпирический - устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; Теоретический - выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события; Методологический - на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Методологическое знание может выступать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин). Дескриптивная методология служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания. Прескриптивная методология направлена на регуляцию деятельности, преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня: 1) философский уровень методологии - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. 2) общенаучная методология - теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.3) конкретно-научная методология - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.4) технологическая методология — методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Методологические принципы научно-педагогического исследования: Объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений; Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов; Изучение явления в его связях и во взаимодействии с другими явлениями Изучение явления в его развитии. Метод – способ изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на методы изучения педагогического опыта (наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, эксперимент), методы теоретического исследования (индукция, дедукция, составление биографии, реферирование, конспектирование, аннотирование) и математические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование)(В.А.Сластенин). Также методы можно разделить на общенаучные и конкретно-научные. Методы педагогического исследования: Общенаучные Общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция); Социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг); социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг); математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция); Конкретно-научные Теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы, аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; прогнозирования; моделирования); эмпирические (наблюдения (полевые и лабораторные; формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения; беседа; педагогический консилиум; изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта; педагогический эксперимент (глобальный, локальный, микроэксперимент; естественный и лабораторный); научно-педагогическая экспедиция). Общеметодологические принципы выбора методов исследования: принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, комплекс взаимодополняющих методов. принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя. Принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: Личностный подход: личность- субъект, цель исследования; Полисубъектный подход: вера в позитивный потенциал человека, как субъекта исследования; Культурологический подход: уважение к творчеству каждого субъекта; Этнопедагогический подход: единство национального и индивидуального; Антропологический подход: системное использование знаний всех наук о человеке; Педагогическое исследование- процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Различают фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Любое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Тема – лаконичная формулировка проблемы исследования. Объект – сфера (область) поиска, то, на что направлен процесс познания. Предмет – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений. Цель – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик, позволяющих решить проблему. Задача – конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (опробовать) и т.д. Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных положений, истинность которых подлежит проверке.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |