Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика введения двухступенчатого образования




Демографические и религиозные факторы

Исследовательская ориентация образования

В отличие от многих университетов Европы, появившихся в средние века под эгидой церкви, российская высшая школа исконно (с Петра Великого) была ориентирована на науки, особенно на естественные. В этом смысле система образования в России изначально близка парадигме "экономики, основанной на знаниях".

Мы понимаем, что процессы "демилитаризации" российского высшего образования не должны вести к его развалу. Это возможно как раз в сотрудничестве с нашими зарубежными партнерами по Болонскому процессу. Только это сотрудничество поможет соединить фундаментальность подготовки специалистов с применением их знаний в гражданских отраслях экономики, особенно в сфере высоких информационных технологий, сопряженных с современной инфраструктурой, культурной и технической базой.

Как известно, постиндустриальное общество предъявляет повышенные требования к личностным качествам граждан, влияя на все стороны жизни современного человека, в том числе непосредственно связанные с нравственными убеждениями и религиозными верованиями. В Западной Европе данные обстоятельства имеют ощутимый религиозный (и в особенности межконфессиональный) подтекст: в доиндустриальный период ее истории заметную роль сыграли крестовые походы, а сейчас основной прирост населения идет за счет его миграции из мусульманских стран. Воспроизводство коренного населения является суженным, оттого общая демографическая ситуация отнюдь не является благоприятной. На конференциях в рамках Болонского процесса неоднократно делались заявления о ценности для Европы ее современного этнокультурного разнообразия. Между тем ответы на вопрос №55 анкеты, применявшейся при подготовке доклада "Тренды III" (2003 г.), наводят на мысль о том, что с мусульманским миром у европейского образовательного сообщества достаточно конструктивные отношения пока не складываются (табл.).

Возможно, именно Россия с ее многовековым опытом сожительства людей различных религиозных убеждений способна внести решающий вклад в становление современной европейской модели межконфессионального взаимодействия в сфере образования.

В материалах, подготовленных к Берлинской конференции, указывалось, что система "бакалавр - магистр" у нас введена около 10 лет назад. Но формально она не пересекалась с реальным рынком труда, а ее необходимость объяснялась нуждами самого образования и науки, т.е. она ориентировалась преимущественно на так называемую академическую карьеру. Однако по мере реализации этой системы жизнь вносила свои коррективы. Многие вузы (особенно негосударственные) открыли обучение бакалавров по остродефицитным в начале 90-х годов специальностям - юристов, экономистов, менеджеров, и рынок этих бакалавров принял. Сейчас мы готовимся осуществить очередной шаг в том же направлении - в сфере технических и многих других образовательных программ. Однако следует подчеркнуть, что мы не намерены в ближайшем будущем принимать прямые административные решения по отмене интегрированной подготовки по многим специальностям и будем просить наших европейских коллег понять - по каким причинам. Эти причины имеют не столько содержательный, сколько институциональный характер.

Незавершенность трансформационных процессов в экономике приводит к тому, что в регионах, где наметилось хозяйственное оживление, работодатели до сих пор еще обеспокоены нехваткой кадров по рабочим специальностям, их пока интересуют не "белые воротнички", а квалифицированные рабочие, техники - "синие воротнички".

Необходимо время для того, чтобы двухступенчатая система высшего профессионального образования органично заменила собой одноступенчатую в базовых отраслях экономики. Что же до классических университетов, то в них можно оставить в силе те модели образования, которые они считают для себя приемлемыми. Скажем, в МГУ им. М.В. Ломоносова есть и двухступенчатая подготовка (например, экономистов), и традиционная одноступенчатая со сроком обучения до шести лет (физиков). А вот в МФТИ - "кузнице кадров" для РАН и для зарубежных элитных исследовательских центров - всегда была фактически двухступенчатая программа обучения…

Российские ученые степени Российская высшая школа изначально ориентирована на науку - это соответствует третьей ступени образования, предусмотренной Болонским процессом, степени Ph.D. Мы, конечно, готовы рассмотреть вопрос о пересмотре соотношения двух составляющих российской высшей школы - образовательной и научной - в направлении усиления в вузах собственно образовательного компонента обучения. Однако при сохранении принятого срока обучения в рамках данной ступени (3 года) это возможно только в ущерб научной подготовке. Стоит ли поступать таким образом, если мы идем к экономике, основанной на знаниях? Может быть, лучшим выходом будет принять за основной ориентир наш опыт подготовки молодых ученых?

Следует также иметь в виду, что наш "доктор наук" - степень сугубо "научная", а не "образовательная", а значит, она лежит вне правового поля "высшего образования". Это положение дел надо закрепить в российском законодательстве, которое в настоящее время трактует данную степень как "образовательную", рассматривая ее в одном ряду с квалификациями, которые присваиваются в результате освоения различных ступеней высшего образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.