Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников




Технические средства обучения. Компьютеризированное

обучение: аппаратные и программные средства

Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует применение технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации (Г. М. Коджаспирова). Технические средства обучения способствуют более эффективному восприятию учащимися программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и навыков применения полученных знаний.

По назначению ТСО делятся на:

r технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо- и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура: магнитофоны, усилители, средства демонстрационного эксперимента, электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов);

r т ехнические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации; применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лабораторным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;

r тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;

r вспомогательные технические средства — устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;

r комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренаж и контроль и другие; примером таких средств являются современные персональные компьютеры.

Компьютеризация обучения является в настоящее время одной из основных тенденций совершенствования системы образования. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: 1) компьютерная поддержка традиционного обучения; 2) обучение, реализуемое с помощью компьютера.

В первой области компьютер применяется для решения следующих дидактических задач:

r предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);

r формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам;

r контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

r организация индивидуального и группового обучения;

r управление процессом обучения.

Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы (рис. 46, с. 113).

Рис. 2. Компьютерная система обучения

Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадапторами и др.

Программное средство — это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:

r автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;

r лабораторные практикумы (ЛП) — программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;

r тренажеры (ТР) — программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;

r контролирующие программы (КП) — программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;

r справочные системы (СС) — программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной справочной информации;

r компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.

r мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область применения компьютера в учебном процессе.

В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.

 

 

Учебная деятельность (учение) — целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на освоение системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру (тема 12, с. 85). Учебная деятельность школьников включает процессы изучения, познания, усвоения, освоения.

Изучение — ознакомление с информацией в процессе обучения. Познание — процесс психического отражения действительности, обеспечивающий усвоение знаний. Усвоение — процесс приобретения индивидом научного и культурно-исторического опыта. Освоение — одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных. Средствами учебной деятельности являются интеллектуальные действия, мыслительные операции, а также знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Учебные действия могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним действиям относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опыта и др.), перцептивные действия (слушание, осязание, наблюдение и др.), символические действия, основанные на использовании речи. Внутренние действия — мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.), действия воображения, запоминание материала, его упорядочивание.

Важным условием повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы. Рационализация учебной деятельности — это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов.

Благодаря рационализации и оптимизации учебной деятельности появляется возможность достижения целей обучения с наименьшими затратами сил (энергии) учащихся, времени и материальных ресурсов. Признак рационализации — умение планировать деятельность так, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.

Рационализации учебной деятельности учащихся, как показывает практика, способствует выполнение следующих рекомендаций педагогов (В. И. Андреев и другие):

r Чаще меняйте виды деятельности учащихся на уроке.

r Тщательно отбирайте содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями.

r Используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения.

r Не допускайте учебных перегрузок учащихся.

r Используйте приемы эмоциональной разрядки, релаксации, аутотренинга, применяйте рефлексию.

r Чаще давайте задания, в том числе и домашние, с опорой на познавательные творческие интересы учеников.

r Организуйте самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специальные (определяемые спецификой предмета) умения.

r Поддерживайте необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока.

r Следите за необходимым материальным оснащением занятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.