Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативная помощь отстающим учащимся




Признаки отставания в учении Коррекционная помощь
r Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя. r Не может выделить главные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему и т. п. Повторить объяснение, максимально разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали
r Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил, формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схему, таблицы, опоры с объяснением того, что непонятно
r Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернативные варианты решения
r Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ и т. п.) Разъяснять назначение данных умений; систематично и последовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить алгоритмизацию отработки умений и навыков (давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности)

В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. Важное направление работы по преодолению отставания в учении — это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Установите соотношение между этими понятиями.

2 Что понимают под «внутренней» и «внешней» дифференциацией обучения? Назовите ее виды.

3. Какое обучение в педагогике называют дифференцированным? Охарактеризуйте формы, методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных возрастных этапах.

4. Раскройте содержание понятий «способности», «одаренность», «талант».

5. Назовите особенности познавательного, психического и социального развития одаренных детей.

6. Какие пути обучения и воспитания одаренных детей предложила мировая образовательная практика? Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе?

7. Охарактеризуйте группы детей, которые могут попасть в категорию отстающих или неуспевающих учащихся.

8. Назовите общие меры по преодолению отставания в учении. Раскройте пути оперативной и долговременной помощи отстающим или неуспевающим учащимся.

Рекомендуемая литература

1. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — С. 212—223.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева [и др.]; [под ред. Е. С. Полат]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — С. 110—122.

3. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. —
С. 236—274.

4. Покровская С. Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. — Минск: Бел. навука, 2002. — 123 с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

6. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Просвещение, 1990. — 123 с.

Глоссарий

r Дифференциация обучения — 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп
с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных) группах.

r Индивидуализация обучения — 1) организация учебного процесса, при котором выбор содержания, способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

r «Внутренняя» дифференциация обучения — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях учебной группы (класса) с разнородным составом учащихся.

r «Внешняя» дифференциация обучения — такая организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы с однородным составом, в которых осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.

r Дифференцированное обучение — обучение, в ходе которого учитываются типологические возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

r Уровневая дифференциация — форма «внутренней» дифференциации, которая каждому ученику дает возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

r Профильная дифференциация — форма «внешней» дифференциации, которая предполагает обучение разных групп старшеклассников (профили, уклоны и т. п.) по программам, отличающимся глубиной изложения и объемом учебного материала, номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально ориентированным содержанием обучения.

r Одаренность — высокий уровень развития и проявления общих или специальных способностей; сложное интегральное качество личности, в структуре которого выделяют ненасыщаемую познавательную потребность, креативность и настойчивость.

r Неуспеваемость — итоговая (комплексная) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.