КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ эффективности производства
На основе данных ф. № 2 (см. табл.15) следует оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли, т.е. конечные финансовые результаты деятельности организации.
Таблица 15 Исходные данные формы № 2 "Отчета о прибылях и убытках" для анализа прибыли (тыс. руб.)
В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж выросла на 7%; себестоимость проданных товаров - на 6%. При этом валовая прибыль увеличилась на 472 тыс. руб.; расходы по продажам снизились на 124 тыс. руб.; прибыль от продаж увеличилась на 793 тыс. руб.; а чистая (нераспределенная) прибыль - на 1457 тыс. руб. Далее произведем факторный анализ прибыли от продаж ООО "Атлант". 1. Объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 22229 тыс. руб. (24896/1,12). С учетом этого, изменение объема продаж за анализируемый период составило 96% (22229/23256*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 4%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 2482 * (-0,04) = - 99,28 тыс. руб. 2. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом: выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 22229 тыс. руб.; фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (18408*0, 96) = 17672 тыс. руб.; коммерческие расходы базисного периода 580тыс. руб.; управленческие расходы базисного периода 1786 тыс. руб.; прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (22229-17672-580-1786) = 2191тыс. руб. Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
2191 - (2482*0,96) = - 191,72 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности. 3. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:
19576 - (18408*0,96) =1904,32 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму. 4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 124 тыс. руб. (456-580), а за счет снижения размера управленческих расходов - на 197 тыс. руб. (1589-1786). 5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:
24896-22229=2667 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно (в тыс. руб.): изменение объема продаж - 99,28; изменение структуры ассортимента реализованной продукции - 191,72; изменение себестоимости - 1904,32; изменение величины коммерческих расходов +124; изменение величины управленческих расходов + 197; изменение цен реализации +2667; общее влияние факторов +792,68. Удорожание себестоимости реализованной продукции отрицательно сказалось на получении прибыли. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продаваемых товаров. Коэффициенты оценки рентабельности (убыточности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала с учетом факторов риска. Для проведения такой оценки используются основные показатели, приведенные в таблице 16.
Таблица 16 Расчет показателей рентабельности (%)
Как видно из данных таблицы 16 рентабельность всех составляющих повысилась, что говорит о достаточно успешной деятельности фирмы. Главным образом это произошло из-за роста чистой прибыли. Так увеличение рентабельности всего капитала (совокупных активов) на 9,5% свидетельствует о растущем спросе на продукцию фирмы. Так же увеличилась рентабельность собственного капитала на 13%, а заемного - на 31%. ООО "Атлант" занимается торговой деятельностью, в связи, с чем рентабельность продаж играет немаловажную роль. Поэтому целесообразно провести факторный анализ этого показателя. Исходя из формулы расчета рентабельности продаж (k = Р/ N), можно определить влияние на ее изменение по сравнению с предыдущим периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Для этого используем данные таблицы 14. Если выразить прибыль от продажи как разницу между выручкой от продажи без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и полной себестоимостью реализованной продукции, то формула расчета рентабельности продаж будет иметь следующий вид: k = N - S / N, (6) где k - рентабельность продаж; S - полная себестоимость реализованной продукции; N - выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на реализованную продукцию (N) определяется по формуле:
Dk (N) = (N1 - S0 / N1) - (N0 - S0 / N0) (7)
Влияние фактора изменения себестоимости (S) на рентабельность продаж определяется по формуле:
Dk (S) = (N1 - S1/N1) - (N1 - S0 / N1) (8) Таблица 17 Данные для факторного анализа рентабельности продаж
Изменение уровня рентабельности продаж произошло в результате воздействия следующих факторов: 1. Изменение цен на реализованную продукцию привело к снижению рентабельности продаж предприятия на 5,69%:
Dk (N) = (24896 - 20774/24896) - (23256 - 20774/23256) =0,06
2. Изменение себестоимости реализованной продукции привело к снижению рентабельности продаж предприятия на 7,83%:
Dk (S) = (24896 - 21621/24896) - (24896 - 20774/24896) =-0,04
3. Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж:
Dk (N) + Dk (S) =0,06-0,04=2%.
Результаты факторного анализа показывают, что снижение себестоимости реализованной продукции и изменение цен на товар оказало почти одинаковое влияние на уровень рентабельности продаж.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |