Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность социально-педагогических исследований. Цели и задачи исследований его этапы




 

Научное знание необходимо для развития любой науки, в том числе и для социальной педагогики. Научное исследование – это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, и точностью. Занимаются научн. Исследованиями, как правило, ученые, которые профессионально к этому подготовлен, работают в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Различают два вида научн.исслед – эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта. Занимаются эмпирическим исслед как правило практики. Теор. Исслед – профессора, научн.сотрудники, доценты. В эмпирич. исслед., как правило, используют такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент, при теор. Наряду с этими – абстрагирование, идеализация, аксиоматизация, формализация, моделирования. Отличаются также полученными результатами. В первом случае они фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором это теорет. знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения. Но они между собой тесно взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирич.уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления, на основе их строить обобщения. Задачи и цели. Научное исследование в области социальной педагогики принято называть социально-педагогическим; оно представляет собой социально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании. Комплекс задач можно разделить на три большие группы: Первая связана с теоретическими проблемами соц. педагогики. К ним относятся уточнение объекта и предмета исследования, разработка ее понятийно-категориальной системы на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отеч. культуры. Теор.проблемы связаны с построением современных социально-пед., соц.псих.,философско-соц., историко-соц. и других концепций соц.педагогики. Вторая большая область научных исследований связана с разработкой теорий, обслуживающих непосредственно социально-пед.деятельность: исследование содержания, методов и средств, взаимосвязь соц. педагогики и соц.работы., специальной и коррекцонной работой, историей соц.педагогики. Третья – связана с профессиональной подготовкой социального педагога: разработка концепций такой подготовки, уточнение стандартов проф.подготовки соц.педагога, разработка комплекса учебных пособий: по соц.пед-ки, истории соц.пед-ки. Загвязинский выделяет 5 источников, от которых зависит эффективность 1).общечеловеческие гуманистические идеалы, 2). Достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, пед-ки, валеологии.3). теоретические концепции и отеч. И зарубежный опыт. 4). Педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры), 5). Творческий потенциал работников социальной сферы (соц.пед-ов, соц.работников, соц.психологов). Этапы и методы. План – простейшее средство для достижения максимальных результатов при минимальных затратах. Это рабочий инструмент, которым пользуется исследователь. Он может изменяться, уточняться, исправляться. Лучший план – это план изменения планов. Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий. Первый этап – выбор области исследования, определение проблемы, уточнение темы исследования, предварительная формулировка гипотезы и задач исследования. Любое науч.исслед начинается с определения проблемы. Проблема – это нечто неизвестное в науке, это мост от неизвестного к известному. Поле исследования – объект. Переходя от практики и опыта практической деятельности необходимо детально разобраться в «поле исследования» (объекте) и найтинеисследованный участок – «белое пятно», которое и будет предметом исслед. След. важным этапом является – формулировка темы. Существуют определенные требования в определении темы: в названии темы желательно отобразить проблему, область исследования и ограничения, в теме должно быть отражено движение от известного к неизвестному, в названии не желательно употр. слова – роль, посредством, проблема, не употр. запятых и союза и. Следующая важная процедура, определение гипотезы – это гипотетическое предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза должна проходить через всю работу, пронизывать ее фактически от начала до конца. Гипотеза должна предвосходить результаты работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы будут ступеньками к достижению результата. Завершается первый (постановочный) этап исследования-постановкой задач. Задачи исследования должны соответствовать проблеме, предмету и гипотезе, их обычно 3-4. 1- связана с изучением истории и современного состояния проблемы, 2- раскрытие структуры, функций, сущности изучаемого, 3- разработка условий изучаемых явлений в практике, 4- с проведением эксперимента по проверке выдвигаемых гипотез. Второй этап – собственно-исследовательский. У каждого свой, но есть общие требования. Метод-способ достижения цели, он является условием и средством получения новых знаний. Метод – это инструмент для решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности(наблюдение - метод познания социально-педагогических педагогических явлений на основе восприятия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации). Опросные методы – устные (беседа и интервью) и письменный (анкетирование) опрос. Целью опросных методов является выявление опыта, оценки, точки зрения ребенка или группы детей. Слово «система» происходит от греч. «целое». Под системой понимают совокупность конечного числа элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство. Два вида эксперимента: констатирующий и формирующий. Важным завершающим этапом исследовательской работы ученого должно быть оформление результатов научного исследования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.