Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития благотв-ти




Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. Этапы развития благотворительности в России

 

Теория и практика соц. педагогики связаны с истори­ко-культурными, этнографическими традициями и особенно­стями народа, зависят от соц.-эконом. развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этичес­кие представления о человеке и человеческих ценностях.

Соц-пед. деятельности как профессии, ко­торая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в соц., пед. и морально-псих. поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие историчес­кие корни.

На протяжении всего развития человечес­кой цивилизации общество сталкивалось с проблемой отношения к, де­тям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии, которые не могут са­мостоятельно обеспечить свое полноценное существование. Отношение к таким лю­дям в разных обществах и на разных этапах их развития было различным — от физического уничтожения сла­бых и неполноценных людей до полной интеграции их в обще­ство.

История показывает, что в культуре рус. народа в период родоплеменных отношений стали закладываться тра­диции гуманного отношения к немощным и обездоленным людям, к детям. С принятием на Руси хрис­тианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существо­вали на всех этапах развития российского общества и государ­ства.

Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.

Православная церковь провозгласила милосердие как один из путей ис­полнения заповеди «возлюби ближне­го как себя самого». Причем милосердие дол­жно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обще­стве исполнение этой заповеди сводилось к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых— благотворитель­ность.

Благотворительность -оказание частными ли­цами или организациями безвозмездной и, как правило, регу­лярной помощи нуждающимся людям. Благотворитель­ность сегодня - одна из составляющих обще­ственной жизни каждого государ­ства. Однако в каждой стране развитие благотвори­тельности имеет свои исторические особенности.

1 этап— 9-16 вв. Благотворительность осуществляли отдельные лица и церкви. Государство в этом не участвовало..

Милосердным отношением к нуждающим­ся прославился князь Владимир «Красное солнышко». Он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Вла­димир положил начало и осуществил ряд мероприятий по при­общению россиян к просвещению и культуре. Он учредил учи­лища для обучения детей всех сословий. Князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором обучал на своем ижди­вении 300 юношей.

В период войн, когда появилось ог­ромное количество нуждающихся, именно церковь взяла на себя эту миссию. Церковь создала

систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные. В отличие от западной церкви, ко­торая видела свою благотворительную задачу в том, чтобы дать приют и пропитание нищих и немощных, русская церковь взяла на себя выполнение трех функций: обучения, лечения, призрения.

Но благотворительностью занимались не только церкви и отдельные князья, но и про­стые люди оказывали поддержку друг другу, и детям.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во вре­мя эпидемий, замерзших зимой. При скудельницах соору­жались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занима­лись их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний насе­ления окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.

К началу XVI в., в деле оказания помощи нуждающимся начало участвовать государство. В 1551 г. Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо строить специаль­ные богадельни и больницы, где нуждающимся был бы обеспечен приют и уход.

2 этап— с начала 17 в. до реформы 1861 г . В этот пери­од открываются первые соц. учреждения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для незаконнорож­денных, а за погубление младенцев назначалась смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством. Когда дети подрастали, их отдавали в богадель­ни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.

Екатерина Великая построила в Москве (1763 г.), и в Петербурге (1772 г.) воспитательные дома для «зазорных младен­цев».

Благотворительная деятельность императорско­го двора, прежде всего его женской половины, становится традицией. В этот же период начинают создаваться общественные орга­низации, рабо­тающие в той соц. нише, которую государство не охва­тывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропи­ческое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Моск­ве, создается опекунский совет детских приютов, который воз­главляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятель­ность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без при­смотра родителей. Позднее при совете стали открываться от­деления для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московс­ких бедняков. Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых.

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство. Церковь постепенно отходит от дел призрения, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания соц. поддержки и защиты.

3 этап — с 60-х гг. 19 в. да начала 20 в. Переход от государственной благотвори­тельной деятельности к частной благотворительности. В России постепенно формирова­лась сеть благотворительных учреждений и заведений, которыми охватывался широкий круг детей с разными соц. проблемами: болезнь или дефект разви­тия, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых детях, содержало на свои средства школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест». Уже в 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализо­ванных детей. В конце XIX в. открылись приюты для детей-идиотов и эпилептиков. Врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей.

Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной соц. работы и соц. педагогики в Европе.

В этот период зарождается профессиональная помощь, и появляются профессиональные специалисты. Начинают организовываться различные курсы, профессионального обучения кадров для социальных служб.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и Детская комиссия, которая собирала данные о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала в открытии детских приютов.

В начале XX в. в России успешно развивалась система раз­личных социальных служб. В 1902г. действовало 11400благо­творительных учреждений, 19108попечительских советов. В обществе укреплялось положительное отношение к благотворительности.

4 этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. 20 в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Ок­тябрьская революция 1917 г. Благо­творительная деятельность была запрещена. Ликвидация ча­стной собственности закрыла источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства закрыло путь церковной благотво­рительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в резуль­тате первой мировой вой­ны, нескольких революций, гражданской войны резко возрос­ло.

Россия поставила задачу борьбы с детской беспри­зорностью и ее причинами. Были созданы учреждения по со­ц-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Моск­вы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы соц. воспитания.

На 20-е гг. пришлось появление

талантливых педагогов и психологов —А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Однако система социального воспитания и педология раз­вивались недолго, фактически они прекратили свое суще­ствование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

С 30-х годов, тема соц. проблем и система соц. помощи нуждающимся детям были закрыты.

Новые соц. потрясения, связанные с ВО войной, вновь обострили положение детей. Изменяется отношение к соц. обездоленным детям —их считали жертвам войны. Государство пы­тается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Возрож­дается благотворительность, которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в пере­даче личных сбережений населения на их нужды. В 60-70 гг. в пед. науке и практике наметился поворот в сторону соц. педагогики, создания и раз­вития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, свя­занных с разработкой системного подхода в обучении и воспи­тании. 38. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность

«Технология» (от греч. — искусство, мастерство, умение; учение) впервые появилось в русском языке в 18 в.

В узком смысле - «технология» - это: 1. совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий; 2. совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия.

В широком смысле технология - это система средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Основные параметры технологии:

-детальное определение конечного результата;

-разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы;

-поэтапное выполнение определенных действий;

-однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;

-озможность использования технологии другим человеком после специального обучения.

В начале 50-х гг. XX в. в связи с использованием различных технических средств в школе (магнитофонов, проигрывателей и др.) в педагогике утвердился термин «технологии в образовании». И последующие десятилетия сущность понятия «пед. технологии» в зарубежной педагогической науке неоднократно уточнялась.

Дискуссия о сущности педагогических технологий в отечественной педагогике завершилась в середине 80-х гг. В настоящее время пед. технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на достижение конкретной педагогической цели.

В последнее время в научный оборот прочно вошло понятие «технология соц-пед. деятельности» - это система строго последовательных действий профессионала, направленных на решение определенной соц-пед. проблемы.

В процессе реализации соц-пед. технологии важна профессионально-личностная рефлексия специалиста, связанная с практическим осмыслением технологических законов.

Всю социально-педагогическую деятельность технологизировать невозможно. Л.В. Мардахаев считает, что технологизация определенных аспектов профессиональной деятельности соц. педагога неизбежна. В каждой конкретной ситуации соц. педагог либо действует по алгоритму традиционной технологии, либо моделирует новую технологическую процедуру. Чтобы принять решение о выборе технологии, соц. педагогу необходимо для себя определить:

-цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

-условия ее реализации;

-особенности и возможности объекта соц.-пед. деятельности;

-особенности места реализации цели;

-возможности по времени для реализации цели;

-возможные формы реализации;

-особенности, возможности субъекта соц-пед. деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.