Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эзотерическое понимание цели образования




Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерического подхода (греч. esoterikos – внутренний, тайный). Этот взгляд на цель образования начал складываться в конце XIX века в теософских сочинениях Е. Блаватской, эклектически объединивших оккультные учения Индии, учения Каббалы и христианство. Ее последователи, русский художник и мыслитель Николай Константинович Рерих (1874–1947) и его жена Елена Ивановна Рерих (1879–1955) создали из набора идей теософии, буддизма и христианства некое всеобъемлющее учение «Живая этика» («Агни Йога»). Они восприняли основные положения восточных религий: идеи рождения и гибели Вселенной, отдельных миров, реинкарнации, кармы как закона судьбы, представление об особых отношениях учителя (махатмы) и ученика в духовной жизни. Одной из основных идей учения Рерихов является представление о духовной иерархии как основе духовной жизни, где каждый человек должен занимать то место, которого он достоин, и с помощью перевоплощений передвигаться вперед.

В ряду важнейших постулатов «Живой этики» - утверждение того, что мысли материальны: разумная сила царит в каждом феномене природы, и мысль человека действует на каждый материальный объект. Поэтому мыслящий человек никогда не одинок, его мысли позволяют получать из «Беспредельности» тождественный ответ: «Утонченное восприятие мысли даст вам возможность проникнуть в тайники Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению». Письма Елены Рерих //Новое в мире науки и техники. Серия «Философия и жизнь». 1991. №7. С. 45.

В качестве цели образования Рерихи рассматривают развитие «открытого сознания», то есть освобождение от всех предрассудков, от навязанных представлений. Открытое сознание позволит родиться собственным мыслям, утонченное восприятие поможет преодолеть нецелостность мира природы и мира человека, откроет возможность «спонтанной самотрансформации мира».

По мысли Рерихов, образование в России (а речь идет уже о советском периоде) должно, с одной стороны, обеспечивать своеобразный «духовный интернационал» (единство всех народов без различия культур и религий), а с другой – формировать патриотизм («Гибель России есть гибель всего мира», - писала Елена Рерих).

Эзотерическое понимание цели образования отстаивал и Рудольф Штайнер (1861–1925). Антропософское учение Р. Штайнера широко известно, прежде всего, в связи с практической деятельностью вальдорфских школ. Ярко выраженная направленность вальдорфской педагогики на человека, на становление его личности, ее альтернатива государственному образованию нередко создает вокруг нее ореол самой выдающейся гуманистической системы образования.

Но вальдорфская система прочно выстроена на фундаменте антропософии, как ее определял сам автор этого учения Р.Штайнер, «духоведении» (науке о духе). Человек, по мысли Р.Штайнера, состоит из четырех ипостасей: физического тела, эфирного тела, астрального тела и «духовного Я». Первые три составляющие личности связаны с физической жизнью человека, его эмпирическим опытом. «Духовное Я» - это «запечатленные плоды проходящей жизни»; оно входит в эмпирическую жизнь человека при рождении, а после его смерти, пройдя определенные ступени очищения, воплощается в новом теле новорожденного младенца.

Эта идея многократного перевоплощения одной и той же духовной сущности определяет понимание цели образования в антропософии: укрепление «естественной духовности» человека, развитие духовных сил, присущих его природе, «очищение души». Р.Штайнер убеждает, что образование человеку необходимо в той мере и с той целью, чтобы его эмпирическая жизнь («чувственное бытие») совершалась по закону кармы. «Духовное Я» уже несет в себе плоды действий и поступков прошлых жизней, уже определяет судьбу человека, а образование сможет направить его на совершение правильных действий и поступков, на преодоление дурной «духовной наследственности».

Р. Штайнер утверждает, что образование человека не может быть определено какими-либо «внешними» ориентирами, оно всегда направляется вечными ценностями, «живущими внутри» личности. Р. Штайнер пишет: «Эта деятельность изнутри может быть лишь идеалом, к которому стремятся. Достижение цели лежит в бесконечной дали. Но познающий должен иметь волю видеть этот путь. Это есть его воля к свободе. Ибо свобода есть поступок из самого себя. А из себя смеет поступать лишь тот, кто побуждения к действию черпает из вечного ». Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван, 1990. С. 140. Таким образом, Р. Штайнер и его последователи, стоящие на позиции антропософии, отрицают всякую социальную заданность цели образования и определяют ее потребностями внутреннего развития духовной природы человека. По их мнению, целевые ориентиры образованию задает сверхчувственный мир, поэтому детей следует с самого рождения готовить к «духовному восприятию», учить путем личного опыта осваивать «тайноведение». Но в начале XXI века далеко не все родители хотят видеть образование своих детей как инициацию «Великих духовных Руководящих Сил». Это одна из главных причин того, что вальдорфские школы по-прежнему остаются альтернативными частными организациями.

Попытка некоторых авторов строить цель образования в современной отечественной педагогике с эзотерических позиций рождается из стремления преодолеть тоталитарные ориентиры образования и обратиться к чему-то высокодуховному, одновременно научному и мистическому. Антропософия и рерихианство создают иллюзию причастности к мировой культуре, к «высшим силам и законам Вселенной», но (как всякая эзотерика) малопригодны к основательному и глубокому совершенствованию нашего отечественного образования.

 

3.5. Цель образования как взращивание «самости»

Представление об общечеловеческой цели образования в педагогике второй половины XX века было значительно пересмотрено под влиянием идей западной «гуманистической психологии». Она обогатила педагогический словарь новыми терминами, начинающимися с корня «self» («само-»): самооценка, саморазвитие, самоопределение, самоактуализация и др.

Абрахам Маслоу (1908–1970), один из столповгуманистической психологии, описал механизм становления человеческих потребностей, использовав образную форму пирамиды. В основании его «пирамиды потребностей» - базовые физиологические потребности, затем следуют потребности в безопасности и защите, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, а на вершине пирамиды – потребности в самореализации.

А. Маслоу утверждал, что в каждом человеке изначально заложена потребность найти свое истинное «Я», самореализоваться. Но этот потенциал самореализации может раскрыться только, если в окружающей человека среде будут создаваться условия для удовлетворения его базовых потребностей и потребностей среднего уровня. Как психолог-теоретик, А. Маслоу поставил человекознание, и в том числе педагогику, перед необходимостью видеть цель образования в самореализации личности. Эта вершина «пирамиды» А. Маслоу как высший уровень развития личности, - некий идеал, достичь которого почти невозможно, но стремление к нему придает образованию человека и самой его жизни неоспоримый смысл.

В своей книге «Мотивация и личность» А. Маслоу дает качественный портрет такой самоактуализированной личности. Маслоу А. Мотивация и личность /Пер. с анг. СПб., 2001. Этот идеальный «человек-самоактуализатор» обладает следующими качествами:

· принимает себя и окружающих такими, каковы они есть;

· побуждает к действию не дефицитом чего-либо, а стремлением к росту и развитию;

· видит вокруг то, что есть, а не то, что ему хочется видеть, и не то, что ему навязывают;

· прост и непосредственен;

· в ладу с самим собой;

· испытывает чувство единения со всем человечеством и при этом способен наслаждаться одиночеством;

· демократичен;

· обладает философским и неагрессивным чувством юмора;

· продуктивен и творчески настроен;

· автономен и самостоятелен.

Нетрудно заметить, что набор «целеопределяющих» качеств у А. Маслоу серьезно отличается от подобного идеального «портрета» у сторонников социоцентричного понимания цели образования.

Воплощение идей гуманистической психологии в практике образования стала «гуманистическая педагогика», возникшая в начале 60-х годов XX века в США. Гуманистическая педагогика открыто провозгласила целью образования самоактуализацию: реализацию личностью своих возможностей, способность к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях.

Одним из самых ярких представителей этого педагогического направления явился американский психолог и педагог Карл Роджерс (1902 - 1987). Он не только убедительно доказал, что стремление к самоопределению, «самость» изначально свойственны природе человека, но и показал, как реально перестраивать школьное образование, чтобы оно помогало ребенку утверждаться в культуре на этой позиции.

В своей практике К. Роджерс специально создавал условия, в которых дети имели право на свободный творческий поиск, на выбор решений и действий, на ошибки и сомнения. Он отказался от стимуляции учебной деятельности отметками или наказанием, а обеспечивал детям «педагогическую поддержку».

Человек, по К. Роджерсу, - свободное существо, создающее свое собственное «Я», накапливающее и выстраивающее «знание о себе», «отношение к себе» и «самооценку». Очень важным личностным образованием является «индивидуальный опыт». Он не совпадает со «знанием о себе» и, как правило, не полностью осознается. Несогласованность «Я» и «опыта» вызывает у человека, особенно если это еще ребенок, чувство тревоги, дезориентации. Это и есть «ситуация выбора» («ситуация самоопределения»), где возникает реальная практика преобразования ценностных ориентаций человека, самоиспытание себя в деятельности, в принятии решений. Такое «недирективное обучение», как именовал свою систему К. Роджерс, помогало школьникам осознавать особенности своей личности, свое отношение к миру, накапливать опыт самоактуализации.

Идеи гуманистической психологии и педагогики активно распространялись в мире, особенно в США и Западной Европе, и легли в основу некоторых международных программ под эгидой ЮНЕСКО, например, программы «Воспитание в духе мира». Они не могли не оказать влияния и на нашу, российскую, педагогику последних двух десятилетий XX века, которая пытается преодолевать рецидивы авторитаризма в образовании, стремится перестраивать его в соответствии с принципами гуманизма и демократии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.