Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт эмоционально-ценностного отношения




Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в процессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потребностей, интересов, стремлений и определения своего личностного смысла обучения.

Вот почему освоение научных знаний должно сопровождаться знакомством с историей научных открытий, борьбы мировоззрений, с личностными поисками выдающихся людей. Это будет вызывать не только эмоциональный отклик учащихся, но и побуждать их к собственным мировоззренческим исканиям и нравственным оценкам. Овладение практическим опытом в разнообразной деятельности должно давать переживания успеха, радости общения, сотрудничества с товарищами и учителем. Включение учащихся в процесс творчества, особенно в художественной деятельности, средствами искусства, позволяет раскрыть сущность нравственных ценностей и вызвать переживания своего отношения к ним. Позиция познавательной и творческой активности в обучении стимулирует и другие проявления «самости»: самоорганизацию, самоконтроль, самоуважение, стремление к самосовершенствованию.

Все компоненты содержания обучения связаны между собой, поскольку опыт личности, его базисные компоненты всегда находятся в единстве. Когнитивные качества не могут проявляться без практических умений и навыков, а опыт творчества не сложится без достаточного уровня владения общеизвестными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, невозможно быть включенным в процесс обучения и быть свободным от эмоциональных переживаний своего отношения к изучаемому, к окружающим людям, к происходящим событиям.

В настоящее время в отечественной дидактике оформилась компетентностная теория содержания обучения (В.А. Болотов, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин). Она представляет собой определенное научное достижение теоретической педагогики и одновременно является своевременным ответом на новый социальный заказ в отечественном образовании. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» подчеркивается: «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание». Педагогика, 2003. № 10. С. 10. Таким образом, новый социальный заказ явно обращает внимание на то, что традиционная «предметность» в реализации целостного социокультурного опыта вряд ли обеспечит деятельностно-личностную составляющую обучения.

Суть этой новой концепции заключается в том, что основу содержания обучения, по мнению ее авторов, составляют компетентности.

Компетентность – это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.

Предметные знания, умения и навыки при этом не исчезают, из содержания обучения, но они выполняют роль своеобразного «предметного поля», на котором предметная осведомленность и предметное умение «переводятся» на уровень универсальных умений. Например, изучение математики способствует развитию базисных умений:

· логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, критически оценивать решение или высказывание;

· владеть языком математики как средством коммуникации и деятельности;

· строить математические модели и работать с ними;

· вычислять, пользоваться вычислительными устройствами.

 

Но, кроме развития этих базисных умений, изучение математики должно способствовать развитию универсальных умений, которые лежат в основе компетентности:

· умения работать по алгоритму, с формулами, с чертежами;

· умения анализировать, сравнивать, оценивать информацию;

· умения применять известные способы в новой ситуации, способности действовать в команде, сотрудничать, способности осознавать результат своей познавательной деятельности, осуществлять рефлексию.

 

Нетрудно заметить, что все эти умения формируются на межпредметном содержании и связаны с его личностным освоением.

Таким образом, компетентность – это сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Одна из главных проблем, которую пытается решить компетентностная теория содержания обучения, - определить ключевые общеобразовательные компетентности. Еще в середине 90-х годов XX столетия Совет Европы разработал «список компетенций», которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений стран – членов Евросоюза. Постиндустриальное европейское общество требует от молодежи освоения ведущих способов деятельности в социальной, политической жизни, в новом информационном пространстве и поликультурном взаимодействии.

Одной из самых значимых идеологи образования Евросоюза считают «компетентность в области коммуникаций»: достаточное владение родным языком (устным и письменным), английским языком (как языком европейского общения), умение адекватно строить общение, поддерживать контакты. Специально выделяется и «компетентность в области компьютерных технологий», без которой невозможно участие в современной социальной жизни и производственной деятельности. Очень важной для европейцев считается такая компетентность, как «способность учиться всю жизнь»: она предполагает устойчивую потребность и сложившиеся навыки самообразования. Не менее значимой является и компетентность в области решения своих проблем»: способность организовать свои «внутренние ресурсы» (знания, умения, навыки, волю, характер, способности) и «внешние ресурсы» (обстоятельства и людей) для достижения поставленных целей. Если выпускники школы умеют организовать себя для достижения собственных целей, считается, что школа, как социальный институт выполнила свои функции. Весьма важной считается и «компетентность самопродвижения» («самопрезентации») как способность предъявить себя окружающим, ведь во взрослой жизни выпускнику школы предстоит «предъявлять» себя на рынке труда, самоутверждаться в социуме.

Процесс овладения ведущими компетентностями в странах Евросоюза проверяется у учащихся 9, 11, 13, 15 и 17 лет с помощью государственных стандартных тестов.

Отечественная педагогика выделяет в содержании обучения в качестве ведущих, ключевых компетенций следующие:

· информационную компетентность (позволяет ориентироваться в современном информационном пространстве, принимать решения на основе критически осмысленной информации и быть успешным);

· способность к самообразованию (позволяет самостоятельно осваивать новые знания и умения, совершенствоваться профессионально и личностно, изменять квалификацию);

· коммуникативную компетентность (позволяет получать необходимую информацию от людей и организаций, участвовать в принятии решений, убеждать на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей);

· способность к социальному взаимодействию (дает возможность использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения общих, социально значимых и своих проблем);

· способность к самостоятельным решениям (обеспечивает собственный выбор действий и ответственность в любом социальном взаимодействии);

· технологическую компетентность (позволяет осваивать и грамотно применять технологии в профессиональной деятельности и различных жизненных ситуациях).

Нетрудно заметить, что ключевые компетентности отражают своеобразный интегрированный результат обучения, причем не тот, который привычно фиксируется отметками по предметам в итоговом документе об образовании, а прямо ориентированный на главные социокультурные и личностные потребности современной жизни.

 

9.3. Организационная структура содержания обучения

Как реально работает» содержание обучения в учебном процессе? Это можно представить в виде некой теоретической модели, которая выстраивает содержание обучения на нескольких уровнях, и каждому из этих уровней соответствует определенный нормативный документ, который организует и фиксирует содержание обучения.

 

  1. Уровень общего теоретического представления

Для того, чтобы воплотиться в практике, содержание обучения должно быть вначале обосновано как «допредметный минимум» (В.В. Краевский). Это некая теоретическая модель, которая представляет: какие компоненты следует включить в состав содержания обучения, какие образовательные цели реализует каждый компонент, какие связи должны быть между этими компонентами, как они будут функционировать.

Такая исходная теоретическая модель содержания обучения выражена в Государственном образовательном стандарте. В Конституции РФ существует положение (статья 43) о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживающие различные формы образования и самообразования.

Государственный образовательный стандарт представляет собой своеобразное педагогическое воплощение государственного заказа, обращенного к системе образования. Он устанавливает единые нормы в освоении содержания обучения, так как ориентирует обучение на единые метапредметные (общепредметные) компоненты:

· реальные объекты изучаемой действительности;

· общекультурные знания об изучаемой действительности;

· общие и общеучебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности;

· ключевые образовательные компетентности.

 

Эти компоненты содержания реализуются на каждой возрастной ступени обучения, на всех учебных предметах. С их помощью складывается системообразующая основа общего образования единого государственного уровня, и это позволяет российскому образованию соотносить себя с международной образовательной практикой, интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Следует обратить внимание на то, что Государственный образовательный стандарт фиксирует некий оптимальный уровень содержания обучения и представляет государственные полномочия для его дополнения в конкретных условиях региона и школы (или вуза). Поэтому, например, в Государственном образовательном стандарте общего образования выделяют три уровня:

1) «федеральный компонент» определяет единое для всей России общепредметное содержание обучения и минимально допустимый объем требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

2) «национально-региональный компонент» - дает полномочия регионам включать в содержание обучения свои нормативы в области изучения родного языка, литературы, истории, географии, художественной и трудовой деятельности;

3) «школьный компонент» - позволяет учесть специфику организации процесса обучения в данной школе (например, школы полного дня, сельской малокомплектной школы, школы с углубленным изучением ряда предметов), особенности контингента учащихся, их интересы, запросы родителей.

 

  1. Уровень учебного предмета

На этом уровне формирования содержания обучения конкретизируется представление о том, «чему учить»: определяется система учебных предметов, их последовательность, объем.

Нормативный документ этого уровня – Федеральный базисный учебный план. Это нормативный акт, который устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого для их изучения по ступеням общего образования: начальное общее образование (1-4-й классы), основное общее образование (5-9-й классы), среднее (полное) общее образование (10-11-й классы). Федеральные базисные учебные планы существуют и для среднего и высшего профессионального образования.

Рассмотрим значение этого документа в организации содержания обучения на примере федерального базисного учебного плана для системы общего образования.

Федеральный базисный учебный план предлагает распределение содержания обучения с учетом того, что на федеральный компонент содержания должно отводиться не менее 75% учебного времени, на национально-региональный – не менее 10%, и на школьный компонент – не менее 10%.

Содержание среднего (полного) общего образования (10-11-й классы) базисный учебный план предлагает строить не только как базовое, но и как профильное. Учебные предметы при профильном обучении группируются вокруг возможных предметных профилей (специализаций): физико-математического, физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технического, агротехнологического, индустриально-технологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного. Сохраняются как обязательные дисциплины русский язык, литература, математика, история, иностранный язык, физкультура, но основное количество учебных часов получают предметы, определяющие специализацию конкретных профилей.

На основе базисного учебного плана разрабатываются учебные планы образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов).

 

  1. Уровень учебного материала

На этом уровне содержания обучения реально «наполняются» все элементы учебного процесса в рамках конкретного учебного предмета. Нормативный документ этого уровня – учебная программа.

Учебная программа по любому предмету имеет общую структуру. В ней выделяются несколько обязательных разделов.

1. Объяснительная записка. Здесь определяются цели и задачи изучения данного предмета, его развивающие и воспитывающие возможности. Как правило, в этом разделе выделены основные научные идеи, которые лежат в основе учебного курса, указаны ведущие способы реализации программы, основные средства, которые позволят обеспечить учащимся качественное овладение учебным содержанием, формулируются возможные пути организации внутрипредметных и межпредметных связей данного учебного содержания.

2. Тематический план курса, где в табличной форме представлено распределение учебного содержания по темам, формам его изучения и предлагаемое для этого количество учебных часов.

3. Основное содержание программы включает подробную «расшифровку» каждой темы, указанной в тематическом плане курса: понятия, теории, законы, гипотезы, алгоритмы, способы и правила деятельности из области этого содержания.

Построение этого раздела в значительной мере зависит от ведущего компонента конкретного учебного предмета, которые подразделяются на:

· учебные предметы с ведущим компонентом «научные знания» (математика, физика, химия, биология, история, астрономия);

· учебные предметы с ведущим компонентом «способы деятельности» (русский язык, иностранный язык, информатика, черчение, технология, физкультура);

· учебные предметы с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» (литература, изобразительное искусство, музыка).

 

4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Современные учебные программы выделяют, кроме знания ведущего компонента данного учебного предмета, еще четыре группы умений и навыков:

а) учебно-организационные (умения решать учебную задачу, владеть способами самоконтроля, самооценки своего учебного труда, навыки рациональной организации самостоятельной учебной деятельности);

б) учебно-интеллектуальные (умения логически мыслить, решать учебные проблемы);

в) учебно-информационные (умения самостоятельного поиска и отбора информации, ее хранения и использования);

г) учебно-коммуникативные (владение способами построения устной и письменной речи, общения в процессе учебной деятельности).

Содержание учебной программы конструируется различными способами: линейным, концентрическим, модульным.

Линейное построение содержания требует, чтобы учебный материал выстраивался последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания. Причем новое содержание вводится на основе уже известного, и для этого специально предусматривается повторение пройденного. Обучение по таким программам позволяет экономить учебное время и успешно формирует логические связи знания.

Концентрическое построение содержания предусматривает изучение одного материала многократно, как бы на разных уровнях теоретического обобщения и углубления, на разных «концентрах» с расширяющими «радиусами». Такое построение программ оправдано во многих случаях, поскольку с основными научными понятиями и законами необходимо знакомить школьников достаточно рано, сначала на элементарном уровне, а позже расширять и углублять эти знания. Так, общее знакомство с грамматическими характеристиками частей речи дается на уроках русского языка в начальной школе, а морфология частей речи изучается уже в основной школе. Или общее понятие о клетке дается на уроках ботаники в 5-м классе, а современное научное учение о клетке представлено только в курсе биологии в 11-м классе.

Модульное построение содержания обучения предполагает выделение в качестве базовой учебной единицы не раздел курса или тему, а модуль. Предметная область модуля включает:

· учебные цели;

· перечень необходимых материалов, инструментов, оборудования;

· ключевые понятия;

· тематический глоссарий;

· описание основного содержания в форме краткого текста с иллюстрациями (схемами, моделями), видеозаписи, CD;

· основные операции и навыки, которые требуется отработать на практических занятиях;

· контрольно-проверочные задания.

Иными словами, структура модульного построения учебной программы предполагает выделять целевой план освоения учебного содержания, банк информации в предметной области модуля и методическое руководство по достижению поставленных учебных целей.

 

  1. Уровень учебной деятельности

Учитель и учащиеся в учебном процессе взаимодействуют на конкретном содержании, которое «материализовано» в деятельности на уроке, на экскурсии, в домашней работе, то есть в главном дидактическом отношении «преподавание – учение». Этот уровень содержания обучения находит свое воплощение в учебниках и учебных пособиях.

Учебники содержат изложение конкретного научного знания, а также познавательные задачи и упражнения для отработки умений и навыков. Дидактический анализ современных учебников для основной и профессиональной школы (Л.Я. Зориной, Д.Д. Зуева, В.В. Краевского, О.П. Околелова) показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, где соблюдены следующие требования:

· содержание учебника четко структурировано – выделены главные единицы текста (части, разделы, главы, параграфы), иерархия целого и части выражена в системе символов, типографским исполнением шрифтов и приемов печати;

· представлены различные средства и методы, побуждающие учащихся к мотивированной познавательной деятельности (четкая постановка учебных задач, обращения к области познавательных интересов учащихся, использование убедительных примеров, ярких фактов, парадоксальных суждений);

· основное знание моделируется в символической или графической форме, выделяются наиболее общие понятия и отношения, их закономерные взаимосвязи;

· содержание учебника ориентировано на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся (постепенное усложнение материала, включение системы наводящих вопросов и скрытых подсказок, использование заданий для самоконтроля и самопроверки, памяток по организации самообразования);

· в текст включены информационные «заставки» по проблемам истории науки, сведения из биографий выдающихся ученых и деятелей культуры, занимательная информация, расширяющая кругозор учащихся и побуждающая их к творчеству, сведения о новейших гипотезах науки и др.

 

При отборе информационного материала в учебнике автор ориентируется, в первую очередь, на ведущий компонент данного учебного предмета. Когда это условие нарушается, на свет появляются, например, учебники литературы для средней школы, где представлен научный литературоведческий анализ сочинений русских классиков вместо материала для художественного познания действительности и приобщения учащихся к искусству художественного слова.

Научное содержание в учебнике может быть представлен как в логике современной науки (ее определенные области, разделы), так и в логики истории науки (от наблюдения явлений к их объяснению). Первый путь дает более целостную картину научного знания, но он труднее для восприятия учащимися. Второй путь увлекательнее, но он требует специальных педагогических средств, чтобы у учащихся сложилась целостная картина научного знания. Выбор того или иного пути построения содержания учебника зависит от того, как построена программа данного учебного курса – линейно, концентрически или модульно.

Модульный учебник выстраивает содержание в интегративной структуре. В нем нет привычного текста с подробным изложением материала, а каждый программный модуль представлен набором взаимосвязанных блоков.

1. Блок «вход»

2. Теоретический блок

3. Блок «генерализации»

4. Блок «применения»

5. Блок «стыковки»

6. Блок «углубления»

7. Блок «выход»

Модульный учебник может использоваться дифференцированно и для основного, и для углубленного уровня освоения курса.

 

  1. Уровень результата обучения

 

Содержание обучения проявляется и на уровне личностного развития ученика (его потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций и убеждений). Ученик «присваивает» основные компоненты обобщенного социального опыта, в которых реализуется содержание обучения, и его отношение к действительности приобретает личностный смысл, становится осмысленным.

Этот уровень содержания обучения реализуется в обратной связи учебного процесса как результат обучения, с ним непосредственно связана характеристика его качества. Качество обучения – это:

· мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне;

· степень успешности освоения учащимися образовательных программ по предметам, предусмотренным учебным планом;

· уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения, мера соотнесения «педагогического замысла» учителя и «жизненного смысла» учеников.

 

Объективно содержание обучения на уровне результатов заложено в вопросах экзаменационных билетов и письменных заданий, в текстах ЕГЭ.

Следует помнить, что в рассмотренной нами иерархии пяти уровней содержания обучения каждый последующий опирается на предыдущий и все уровни находятся во взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в материал конкретного урока, в параграф учебника должен быть включен и уровень теоретических представлений, и предметный уровень содержания обучения, а реализацию всех уровней следует проверять на уровне результатов обучения.

Таким образом, содержание обучения представляет собой научное знание как специально организованную педагогическую систему. Современные теоретики обучения (В.П. Зинченко, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.И. Слободчиков, В.В. Сериков) определяют ведущие методологические ориентиры ее организации.

1. В содержании современного обучения ведущая роль принадлежит социокультурному контексту. Содержание обучения «черпается» из совокупности достижений материальной и духовной культуры общества и строится на механизме интериоризации ценностей культуры во внутренний мир личности.

2. Содержание современного обучения «выходит» в сферы функциональной грамотности личности: лингвистической, коммуникативной, компьютерной, естественно-математической, психологической, здоровьесберегающей и др. Достаточное освоение содержания обучения на уровне функциональной грамотности не только обеспечивает личности эффективное действие в социуме, но и является фундаментом становления компетентностей.

3. Усвоение содержания обучения – не формальная цель, а средство развития познавательных способностей личности, ее способностей к коммуникации, рефлексии и самосовершенствованию. Содержание обучения должно обеспечивать механизм экстериоризации, то есть «восхождения» от собственных мыслей к эмоциональной оценке и волевым усилиям, к собственным действиям.

4. Содержание обучения направлено на формирование в каждой предметной области основных психодидактических компонентов:

· системы развития научных представлений;

· системы развития субъективных отношений;

· системы развития индивидуальных стратегий и технологий деятельности.

5. Современное содержание обучения должно предоставлять учащимся возможность амплификации, то есть свободного выбора, поиска и нахождения себя в учебном материале.

 

 

Глава 10. Формы обучения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.