Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение Ушинского в развитии педагогики




К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательное- образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. М.И.Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью.

Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними".

И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох... И. П. Деркачев, симферопольский учитель: "Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело".

Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского: "Если весь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария - Песталоцци,

Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский". Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог: "И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения". В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР: "Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век".Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии, и медали его имени присуждаются ученым. Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей. Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос... "Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека... Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека... Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна..."

12. Актуальность идей К.Д.Ушинского

Столь же актуальна ныне и идея Ушинского о народности воспитания, которая представала у него в двух основных гранях: как выстраивание системы образования, во-первых, доступной для всего народа, и, во-вторых, основанной на национальных традициях и национальных потребностях страны.

То и другое имеет остро злободневное звучание сегодня. Нынешняя образовательная политика все далее и далее отдаляет народ от подлинного образования. Вместе с тем она пытается выстроить отечественную образовательную систему по «заморским» образцам. Между тем еще полтора века назад Ушинский предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Заимствуя безоглядно чужие идеи, писал он, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не живое, оживляющее содержание».

Периоды крупных политических социально-экономических научных сдвигов - и эпоха Ушинского, и сегодняшнее время - всегда выдвигают на первоначальную повестку дня задачи кардинального обновления содержания образования в соответствии с новыми потребностями жизни. Эти задачи имеют первостепенную значимость. Ибо, в конечном счете, реформа образования - это в первую очередь реформа содержания образования.

Резко полемизируя не только с современными ему педагогами но - через голову столетий - и с нынешними теоретиками педагогики, Ушинский писал: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить… чем о том, для чего учиться.. При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде… Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Давно пора, заявлял он, «подвергнуть генеральному смотру все науки», чтобы решить вопрос, что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей».

Эти слова - о современной нашей школе, которая вновь ждет «генерального смотра наук». Как ждет она и гармоничного сочетания этих наук в содержании образования. Пока же в нем, как и писал Ушинский, «одна наука идет за другой, нигде не сталкиваясь», что рождает «хаос в голове ученика или еще хуже то мертвое состояние идей, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».

Ушинский был первым кто поставил эту проблему в России. Первым, кто за столетие до появления известной теории «человеческого капитала» заявил, что вложения а образование - «самым производительным образом затраченный капитал, оживляющий все прочие капиталы».

Создавая русскую народную школу он убеждал власть, что «устройство хороших народных школ есть самая выгодная, самая прочная и основная финансовая операция, потому что хорошая народная школа открывает самые источники народного богатства. Она увеличивает умственный и нравственный капитал народа, именно тот капитал, без которого все прочие капиталы остаются мертвыми»

9. И.Г. Песталоцци




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.