Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция естественного воспитания




Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.

Объект исследования - социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцци.

Предмет исследования - подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци.

Цель исследования: выявить сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально - педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях.

Источниковой базой исследования послужили труды И.Г. Песталоцци (художественные произведения, дневники, письма, отчеты, автобиографические произведения) на немецком и русском языках; мемуары учеников и коллег И.Г. Песталоцци; работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные анализу наследия И.Г. Песталоцци; труды педагогов-классиков; работы отечественных и зарубежных авторов по истории и теории педагогики и социальной педагогики; энциклопедии и биографические справочники.

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположникомбыл Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.Противоречия между развивающимися произ­водительными силами, интенсивныйростом капиталистической ману­фактуры и феодальными отношениями,тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и вдальнейшем действитель­но привели к революционному взрыву. Господстводуховенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархическойлестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатацияна­родных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, ко­торое,будучи неоднородным, объединяется в тот период против об­щего врага -феодального строя.Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Остриебеспощадной критики направляется со стороны французских просветителей какидеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства,королей я монархов, фео­дальной идеологии, против феодального строя вообще ивсех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,ре­месленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так ипросветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своихвзглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенстваи более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,называя его "босяком".Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Какотмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а егодемократизм во многом опережает просветителей.Руссо, не получив систематического образования, был обра­зованнейшимчеловеком своего времени. Круг его интересов, диа­пазон его духовных запросовявлялся весьма широким и разносто­ронним, философия и социология, литератураи педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной изэтих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой изних заметный след, оказав огромное влияние на даль­нейшее развитие духовнойкультуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлогонайдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчаспрямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,идеологом ко­торой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь отсвоего бывшего кумира.От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современ­ная, одряхлевшаябуржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще инте­ресов своего класса от деланарода, превозносили Руссо; тепереш­няя буржуазия относится к Руссо холодно,свысока и хотя по тра­диции называет его "великим", но неизменно добавляет"утопистом". Причем под утопией понимает не только то, что действительноутопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уваже­ние перед"человеком", перед "трудом".Более того. На великого французского гуманиста нередко кле­ветали и при жизнии после смерти. Клеветали, извращали и про­должают извращать как сущностьего взглядов (в том числе и педа­гогических), так и истинные мотивы егодеятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма(особен­но в трудах немецких историков педагогики).Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-политических и философских взглядов. Путь духовно­го развития Руссо, особеннофилософского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путьтаких французских про­светителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые былипоследова­тельными материалистами в понимании многих вопросов философии.Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементамиматериализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, апо ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью ипротиворечивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менеепротиворечив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчестваИ. Верцман пишет, например: "Руссо метался от одной крайности к другой - тожаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялсяреволюции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль вбудущее, иногда при посредстве вообра­жения убегал от настоящего к эрепервобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительныхдикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью". Своипедагогические взгляды Руссо излагает в трактате "Эмиль, или о воспитании",вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он послепоявления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместес этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новойроли - роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своемпедагогическом романе оставался все тем же социальным мы­слителем,подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позицийпедагога-методиста, а с позиций педагога-филосо­фа. Поэтому сила "Эмиля" - нетолько в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солиднойфилософской и социально-политической базе педагогики Руссо.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.