КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция естественного воспитания
Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий. Объект исследования - социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. Предмет исследования - подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци. Цель исследования: выявить сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально - педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях. Источниковой базой исследования послужили труды И.Г. Песталоцци (художественные произведения, дневники, письма, отчеты, автобиографические произведения) на немецком и русском языках; мемуары учеников и коллег И.Г. Песталоцци; работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные анализу наследия И.Г. Песталоцци; труды педагогов-классиков; работы отечественных и зарубежных авторов по истории и теории педагогики и социальной педагогики; энциклопедии и биографические справочники. Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположникомбыл Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.Противоречия между развивающимися производительными силами, интенсивныйростом капиталистической мануфактуры и феодальными отношениями,тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и вдальнейшем действительно привели к революционному взрыву. Господстводуховенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархическойлестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатациянародных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, которое,будучи неоднородным, объединяется в тот период против общего врага -феодального строя.Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Остриебеспощадной критики направляется со стороны французских просветителей какидеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства,королей я монархов, феодальной идеологии, против феодального строя вообще ивсех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,ремесленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так ипросветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своихвзглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенстваи более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,называя его "босяком".Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Какотмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а егодемократизм во многом опережает просветителей.Руссо, не получив систематического образования, был образованнейшимчеловеком своего времени. Круг его интересов, диапазон его духовных запросовявлялся весьма широким и разносторонним, философия и социология, литератураи педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной изэтих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой изних заметный след, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие духовнойкультуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлогонайдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчаспрямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,идеологом которой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь отсвоего бывшего кумира.От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современная, одряхлевшаябуржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от деланарода, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно,свысока и хотя по традиции называет его "великим", но неизменно добавляет"утопистом". Причем под утопией понимает не только то, что действительноутопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед"человеком", перед "трудом".Более того. На великого французского гуманиста нередко клеветали и при жизнии после смерти. Клеветали, извращали и продолжают извращать как сущностьего взглядов (в том числе и педагогических), так и истинные мотивы егодеятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма(особенно в трудах немецких историков педагогики).Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-политических и философских взглядов. Путь духовного развития Руссо, особеннофилософского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путьтаких французских просветителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые былипоследовательными материалистами в понимании многих вопросов философии.Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементамиматериализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, апо ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью ипротиворечивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менеепротиворечив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчестваИ. Верцман пишет, например: "Руссо метался от одной крайности к другой - тожаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялсяреволюции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль вбудущее, иногда при посредстве воображения убегал от настоящего к эрепервобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительныхдикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью". Своипедагогические взгляды Руссо излагает в трактате "Эмиль, или о воспитании",вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он послепоявления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместес этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новойроли - роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своемпедагогическом романе оставался все тем же социальным мыслителем,подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позицийпедагога-методиста, а с позиций педагога-философа. Поэтому сила "Эмиля" - нетолько в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солиднойфилософской и социально-политической базе педагогики Руссо.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |