Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б21-1.Характеристика развития и особенности воспитания детей младшего дошкольного возраста. 1 страница




 

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Задачи развития и воспитания:

-Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

-Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

-Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

-Обогащение опыта самопознания дошкольников.

-Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Под влиянием воспитателя происходит переход от элементарной самостоятельности в выполнении отдельных приемов и несложных процессов в младшем дошкольном возрасте к более сложной и разнообразной самостоятельной деятельности в среднем дошкольном возрасте и к формированию в дальнейшем самостоятельности как доминирующей черты поведения и деятельности.

В младшем дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений о труде людей, об общественных праздниках, о жизни советских людей. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взимоотношения со сверстниками. Постепенно ребенок научается подчинять свои желания требованиям взрослого, замыслам детского коллектива.

Важное значение в младшем дошкольном возрасте имеет игра. Она становится школой нравственного поведения. Задача педагогического руководства играми младших дошкольников состоит в том, чтобы уже в рамках простых, несложных сюжетов добиваться положительного морального содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом как членов одного коллектива. Эта задача сохраняет свое значение и в среднем дошкольном возрасте. Руководя играми детей 3—4 лет, воспитатель чаще всего берет на себя главную роль. Это позволяет наглядно показать детям, как развивать общий игровой сюжет, как строить взаимоотношения с товарищами.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми играет труд. Воспитатель привлекает детей к выполнению совместных поручений, организует труд рядом, приучает детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, воспитатель подчеркивает пользу труда ребенка для всех детей («Хорошо выстирали кукольное белье. Теперь куклы будут в чистых платьях и все ребята будут довольны»).

В младшем дошкольном возрасте продолжается освоение правил личной гигиены и опрятности, культуры еды, обращения с вещами и игрушками. Большое внимание уделяется овладению правилами вежливости по отношению к взрослым и сверстникам (здороваться, прощаться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за услуги). Выполнение правил способствует воспитанию у детей элементарной организованности, самостоятельности и установлению вежливых, доброжелательных отношений с окружающими.

В младшей группе начинается знакомство детей с трудом работников детского сада, раскрывается гуманистическая направленность их деятельности, формируется ответное чувство благодарности и уважения за заботу. Воспитатель учит конкретным способам проявления благодарности (не сорить, поднять оброненную вещь и т. п.). Родина начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой он живет и где расположен его детский сад. В младшей группе начинается воспитание любви к родным местам: городу, поселку, деревне. Детей знакомят с улицами, некоторыми общественными зданиями: школой, театром и т. д., с работой людей по благоустройству города (строительство новых домов, дорог, посадка деревьев, цветов).

 

Б22-1.Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения с семьей. «Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями».

 

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

1. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки).

Наиболее распространенные следующие:

-день открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию;

-родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.;

- групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» и т.д.

2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:

-информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»;

-досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках;

-познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей;

-наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Между дошкольным образовательным учреждением и родителями заключается договор. Родительский договор регулирует правовые отношения между дошкольным учреждением и родителями каждого ребенка или лицами, заменяющими родителей. Договор заключается при зачислении ребенка в детский сад и скрепляется подписями сторон и печатью дошкольного учреждения,. является обязательным для обеих сторон.

В родительском договоре определяются режим посещения детского сада, кратность питания, основные и дополнительные образовательные услуги. В договоре также указываются индивидуальные особенности ребенка, которые детский сад обязуется учитывать. Например, есть дети, часто болеющие простудными заболеваниями, — в договоре можно предусмотреть формы закаливания, профилактического лечения. Основные услуги, предоставляемые ребенку, определяются государственными стандартами дошкольного образования и Уставом дошкольного учреждения. Дополнительные услуги определяются детским садом самостоятельно. Все дополнительные услуги перечисляются в договоре с указанием наименования услуг, квалификации педагога, количества детей в группе, режима работы, стоимости и согласуются с каждой семьей индивидуально.

В Родительском договоре предусматриваются права, обязанности и ответственность как дошкольного учреждения, так и родителей.

Дошкольное учреждение обязано обеспечить ребенку:

— дошкольное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами;

— удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

— развитие его творческих способностей и интересов;

— квалифицированную помощь в коррекции имеющихся недостатков развития;

— защиту его достоинства;

— защиту от всех форм физического и психического насилия.

Родители имеют право:

— принимать участие в управлении образовательным учреждением;

— вносить предложения по улучшению работы;

— выбирать педагога, работающего с ребенком;

— требовать предоставления ребенку присмотра, ухода, воспитания и обучения на условиях, определенных договором;

— оставаться с ребенком, поступившим в детский сад, в течение нескольких дней;

— требовать исполнения договора.

Включаемые в договор обязанности родителей заключаются в том, чтобы: выполнять устав образовательного учреждения; своевременно вносить плату за содержание ребенка в ДОУ и за оказание дополнительных услуг, предусмотренных в договоре; в течение одного дня извещать о болезни ребенка или его отсутствии; ежедневно лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверять ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста; своевременно сообщать руководству ДОУ о нарушениях условий договора.

Типовой родительский договор может быть дополнен пунктом «Какую помощь ДОУ могут оказать родители?». Помощь может заключаться: в проведении ремонта групп и детских площадок; в ремонте оборудования; в пополнении игрового материала; в озеленении групп и площадок; в проведении спортивных мероприятий, детских праздников и др.

Работники детского сада несут ответственность за исполнение договора и обязаны всемерно способствовать его выполнению.

Договор действует с момента подписания в течение первого года, затем он может быть продлен или переоформлен на новых условиях. Договор может быть расторгнут при условии невыполнения обязанностей сторонами в соответствии с действующим законодательством. Родительский договор является гарантией определенного качества образования и набора образовательных услуг. Родителям нравится возможность выбора услуг, учет индивидуальных особенностей. Они чувствуют реальную заботу педагогов о благополучии ребенка еще до его прихода в группу детей. В свою очередь, родители откликаются и на наши просьбы, оказывая материальную и иную помощь и, следовательно, существенно влияют на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности детского сада.

 

Б23-1.Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения со школой. Проблема подготовки детей к обучению в школе. Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения.

 

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу — качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан е изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л. С. Выготекий назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки. Результатом подготовки является готовность ребенка к обучению в школе. Психологи и педагоги выделяют специальную и общую готовность к обучению в школе.

1. Специальная подготовка включает приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешное овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам: математике, чтению, письму, окружающему миру.

Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знании по школьным предметам, научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ученика и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным предметам.

У ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил (З. М. Истомина). Но одной памяти для успешного обучения мало. Важнее наличие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Умение считать до 100 еще не говорит о будущих успехах по математике. И даже умение читать (складывать буквы в слова) еще не гарантия хороших результатов по чтению и письму. Важны осознанность этих знаний в умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделить и удерживать учебную задачу. Исследователи Л. Е. Журова, Т. В. Тарунтаева, Н. Ф. Виноградова, Г. А. Корнеева, А. Н. Макарова и др. установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.

2. Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи — формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей. В содержание понятия общая подготовка входят: психологическая подготовка; нравственно-волевая подготовка; физическая подготовка.

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению); готовность к новому образу жизни. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье; низкую утомляемость; работоспособность; выносливость.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследованиями К. П. Кузовковой, Г. Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявленяй в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К. С. Климова). Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо: уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирива, Т. А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З. М. Истомина). И эти качества, по данным исследований (Н. А. Стародубова, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т. А. Репина, Р. А. Иванкова, Р. Б. Стеркина), знание норм поведения и взаимоотношений (В. Г. Нечаева, Т. И. Пониманская), умение общаться с детьми и взрослыми (М. И. Лисина, А. Г. Рузская). Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициатввность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования Е. В. Субботского, Т. И. Понвманской, Л. А. Пеньевской, в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Отсюда основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

-улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

-обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;

-углубление интереса к жизни в школе;

-обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания — семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Если же этим ответственным дедом занимается дилетант — человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребенку вред, недооценив или переоценив уровень его развития.

 

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

1) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

 

Б24-1.Понятие принципов обучения. Характеристика общедидактических принципов отбора содержания образования дошкольников.

 

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.) и сегодня. Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов.

1. Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

-Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности.

-Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

-Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем.

-Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность - моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.

2. Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

- Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.