Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о целостном педагогическом процессе




Основные вопросы

Требования к компетентности по теме

Образование как целостный педагогический процесс

Тема 9

Обучение и воспитание взаимосвязаны.

Обучая, воспитывать. Воспитывая, обучать —

в этом целостность учебно-воспитательного процесса.

В. А. Караковский

r знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие»;

r знать и уметь характеризовать функции, движущие силы, структуру целостного педагогического процесса;

r уметь характеризовать педагогический процесс как целостное явление;

r знать и уметь обосновывать закономерности и принципы педагогического процесса, уметь устанавливать взаимосвязь этих понятий;

r уметь анализировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе с точки зрения закономерностей и принципов педагогического процесса.

1. Понятие о целостном педагогическом процессе.

2. Структура и основные характеристики педагогического процесса.

3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса.

4. Закономерности педагогического процесса.

5. Принципы педагогического процесса и правила их реализации.

 

С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии педагогической мысли. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в ХIХ в.

Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П. Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”». В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и другие. Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики.

Авторы современных концепций (Ю. К. Бабанский, Ю. П. Сокольников, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.Педагогическая система — «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.

Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В. А. Сластенин и другие) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.

Наиболее общая педагогическая система — это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Ее подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.

Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus — движение вперед, изменение) — 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную — формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую — развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:

 между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;

 между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;

 между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;

 между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;

 между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.