Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метапринципы педагогического процесса




Принципы педагогического процесса и правила их реализации

 

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса — общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я. А. Коменский, И. Ф. Песталоцци, А. Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин и другие.

В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (табл. 4).

Таблица 4

Метапринцип педагогического процесса Что предписывает
Целостный подход к педагогическому процессу Необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений; единого стиля и тона отношений к ребенку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса
Принцип природосообразности Опираться на природу ребенка, на законы его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе
Принцип культуросообразности педагогического процесса Учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры
Принцип личностного подхода При конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия
Принцип деятельностного подхода Опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения
Принцип полисубъектного (диалогического) подхода Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (табл. 5).

Таблица 5

Принципы педагогического процесса

Принцип педагогического процесса Что предписывает
Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе) Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся Формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему Исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности Подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А. С. Макаренко)
Принцип научности Отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения
Принцип гражданственности Формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости
Принцип наглядности Применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании Согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности Обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения
Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов Так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования

Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока хорошо не усвоен предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Приведем примеры правил воспитания (по О. С. Газману):

r Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

r Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.

r Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.

r Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

r Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.

r Умей признать свою ошибку.

Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.

2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение?

3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса.

4. Какие функции реализуются в педагогическом процессе?

5. Приведите примеры противоречий — движущих сил педагогического процесса — и объясните механизм их воздействия на развитие личности.

6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером?

7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса.

8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия.

10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.

11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса.

Рекомендуемая литература

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — С. 60—63; 68—76; 80—89.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 193—207.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 431—436; 440—466.

4.Пуйман С. А. Педагогика. Основные положения курса. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — С. 75—83.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: изд. центр «Академия», 2002. — С. 165—184; 290—299. — Гл. 9.

6. Смирнов В. И. Общая педагогика: учеб. пособие. — М.: Логос, 2002. — С. 243—249.

7. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. — М.: Совершенство, 1998. — С. 120—139.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.