Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отечественной методики преподавания биологии в первой половине XIX века. Работы А.М. Теряева, И.И. Мартынова. Преподавание естественных наук в гимназиях и училищах




Состояние школьного естествознания в начале XIX века определяется описательно-систематическим характером. Основная его задача заключается в познании природных богатств страны, полезных ископаемых, растительных и животных ресурсов с целью их практического использования.

Одновременно появляются реальные училища и открываются частные школы. Правительство Александра I сочло необходимым пересмотреть содержание школьного естествознания и ввести преподавание естественных наук на уровне, соответствующем морфолого-систематическому направлению науки. В этой связи возникла проблема написания новых учебников по естествознанию. В 1809 году ученик В.Ф. Зуева А.М. Теряев получил ответственное поручение написать для гимназий учебник естественной истории (ботаники). Он был выпущен под названием "философия ботаники". Новый учебник был, по существу, сводкой ботанических терминов (например, для различных видоизменений корня приводится более 200 морфологических обозначений, для стебля – 65, для листа – 139 и т.д.). Сравнительно небольшой по объему, учебник, тем не менее, был очень сложным для восприятия учащимися.

Несколько позднее, в 1821 г., появился учебник И. Мартынова под оригинальным названием "Три ботаника". Филолог по образованию, ботаник по случаю, И. Мартынов решил, что одной системы Линнея для школьников недостаточно. И он предлагает параллельно три системы: систему Линнея, основанную на числе и расположении тычинок и пестиков в цветке, систему ботаника XVII века Иосифа Турнефора, который делил растения по форме венчика, и систему знаменитого французского ботаника Антуана-Лорана Жюсье, основанную на совокупности всех наружных признаков растения.Таковы те руководства, которыми школьные деятели александровской эпохи думали "поставить в уровень с веком изучение природы".

Восстание декабристов приводит к тому, что по уставу 1828 года школьное естествознание исключается из программы учебных заведений и остается только в элитарных школах, какими являлись кадетские училища.

Вновь остро встала проблема школьных учебников по естествознанию, учитывающих настроение времени и уровень развития естествознания. Согласно уставу 1852 г. естествознание было вновь введено в курс гимназии. Новым был только порядок распределения курса: зоология – ботаника – минералогия.

В первой половине XIX в. по новому школьному уставу (1804) народные училища преобразуются в гимназии, которые давали право учащимся поступать в университет. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преподавание методики продолжил ученик В. Ф. Зуева Андрей Михайлович Теряев (1767 - 1827). В биологической науке в это время царит систематика Карла Линнея. Поэтому его труд "Система природы" (" Systema Naturae ") оказывает существенное влияние на содержание школьного естественно-научного образования. Учебник В. Ф. Зуева был заменен в 1809 г. учебником А. М.Теряева "Начальные основания ботанической философии, изданные Главным Правлением Училищ для употребления в Гимназиях Российской Империи".

Учебник Теряева повторял некоторые тексты учебника Зуева, но с искажениями. Он представлял собой, по существу, перечень ботанических терминов, целиком заимствованных из книг К. Линнея. Б. Е. Райков так пишет об этом учебнике: "Первые 128 первых страниц - это дословный перевод 3-й и 4-й глав " Philosophia botanica ", а начиная со стр. 129 - перевод вступительных страниц линнеевской " Systema Naturae " во всей неприкосновенности ее терминологии"1. Стиль изложения был необычайно трудным, материалы о живой природе излагались на основе антропоморфизма с религиозных позиций. Учебник оказался очень сложным для учащихся, не был методически продуман и не отвечал главному принципу обучения - доступности. Следует отметить, что из ценных зуевских идей Теряев сохранил принцип наглядности в сочетании с текстом учебника, но обязывал "выучивать наизусть" учебные тексты, что встречало активное сопротивление со стороны учеников, поэтому образовательная ценность наглядности фактически сводилась к нулю.

Вместе с тем даже в таком виде естествознание в школе просуществовало недолго. Распоряжением Ученого комитета в 1818 г. время на его изучение значительно сократили, а по уставу 1828 г. предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений. Причину ликвидации дисциплины устав объяснял следующим образом: "Сокращая число преподаваемых предметов, руководились мыслью, что от энциклопедического образования происходит весьма мало пользы и чрезвычайно много вреда для государства".

С 1828 г. естествознание как учебный предмет не изучали в школах России целую четверть века, до 1852 г. Вместо этого школа знакомила учеников с идеями классицизма и античности. Много часов отводилось изучению классической литературы, древнегреческой мифологии, латинского и греческого языков.

Под влиянием передовой общественной мысли естествознание было восстановлено в учебном плане реальных училищ лишь в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. Ожидая реформирования в области образования, передовые педагоги надеялись, что преподавание естествознания станет лучше и интереснее. Однако их чаяния не оправдались. В гимназиях ввели довольно объемную программу по естествознанию, но в ней не было методических обоснований отбора содержания и последовательности изучения предметов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.