КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактический материал. Требования к раздаточным дидактическим материалам по биологии
Дидактический материал - особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени. Цели применения дидактических материалов. - Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации. - Активизация познавательной деятельности обучающихся. - Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал. - Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия. - Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов. - Самоконтроль и самокоррекция. - Тренировка в процессе усвоения учебного материала. - Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ. - Усиление мотивации обучения. - Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического). - Формирование культуры учебной деятельности. - Активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач. Виды дидактического материала. -Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.) Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц. Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез. Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого. Задания с проблемными вопросами. Задания на развитие воображения и творчества. Экспериментальные задания. Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр. Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам. Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию. Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д. Алгоритм выполнения задания. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание. Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений. Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы). Тесты с возможностью самоконтроля. Дидактические материалы - достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой) они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т.п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся. Эффективным дидактическим средством является опорный конспект. Он обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, "свертывания" знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего "развертывания", полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Широкое применение это средство получило в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Это средство применимо при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Но чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может их излишне схематизировать и формализовать. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они помогают хранить в памяти разнообразные факты и сведения в виде условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания и развертывания знаний, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность усвоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Используется начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают умениями конспектирования, составления графиков, схем, таблиц. Многие методисты отмечают, что для более успешного формирования биологических и экологических понятий необходимо использовать дидактические карточки. Учащийся может работать с дидактическим материалом двумя способами: - Под руководством учителя - Без руководства учителя При этом деятельность под руководством учителя может быть организована как на уроке биологии, так и во внеурочной деятельности. Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования: 1) наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению; 2) ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности; 3) эстетическое оформление наглядного средства; 4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче; 5) мера в использовании на одном уроке (занятии); 6) при применении нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до нужного момента; 7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся; 8) учет возраста и уровня развития и обученности учащихся. 9) Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 9460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |