Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности как педагогическая проблема




Вопрос о том, какой должна быть школа, чтобы помочь своим выпускникам освоиться во взрослой жизни, определиться с выбором будущей профессии, найти себя в нашем непростом сильно изменившемся за последние годы, обществе, сегодня волнует каждого.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта деятельность специалиста социального педагога направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах. Сферами деятельности социального педагога являются: социально-педагогическая, правозащитная, культурно-просветительская, организационно-управленческая, методическая, исследовательская, агитационно-пропагандистская. Специалист подготовлен для работы в семье, различных типах образовательных учреждений, ориентированных на реализацию задач социального воспитания детей.

Социальная сфера - специфическая сфера бытия человека, связанная с процессами целостного воспроизводства социальной субъектности, становлением социального качества человечества.

Социальная педагогика - многообразное явление, паритетное (в частности в школе) по объему и значению предметному образованием (собственно образованием) и воспитанию, целью которого является всесторонне развитие индивидуальности школьника, его успешная социализация.

Образование, как и труд, выступает фундаментальной формой социализации человека и должно содержать все ее основные качества и характеристики. В школе должны, прежде всего, воспроизводится не собственно школьные "инструментальные" ценности: нацеленность на оценку, послушание, изучение предмета, относительная ущербность социального статуса, а общесоциальные: высокая рефлексия и саморефлексия, понимание ценности труда, формирование чувства хозяина, ответственности и др.

Фактически социальный пафос труда педагога - нейтрализовать специфические "школьные" ценности, обеспечив воспроизводство ценностей общесоциальных.

В процессе социализации возникает опасность недостаточного учета тех социальных импульсов, которые дети привносят в процесс обучения. Иными словами в процессе социализации необходимо избежать недооценки вклада детей, рассматривая проблему с точки зрения подгонки под определенную структуру, игнорирующий созидательный вклад индивида.

Школьники должны быть подготовлены к оценке работы институтов общества, а значит, они должны понять цели и задачи, которые должны быть возложены на эти институты. Таким образом, в процесс социализации должен быть начат с изучения и понимания таких философских концепций как справедливость, равенство, свобода, демократия, личность, правосудие.

Данные философские концепции рассматриваются в процессе реализации социального проекта «Юный друг милиции», а также элективных курсов по праву «Знаешь ли ты свои права», «Закон и мы».

Роль этих проектов и курсов в школьном образовании – обеспечение рефлексивного образования. Прежде всего, это готовность к адекватному поведению в проблемных ситуациях через систематическое обдумывание важных проблем на основе выработанных критериев.

Процесс социализации школьников не просто в воспитании активных и ответственных граждан, не просто граждан, которые знакомы с концептуальными основами развитых демократий, а, прежде всего воспитание-обучение к восприятию своего поведения в его социальных аспектах.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно происходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. На сегодня это важнейшая задача школы.

Проблема социализации решается совместными усилиями служба сопровождения, учителя, родители, учащиеся. Проведя социологическое исследование, выявили проблемы связанные с социализацией учащихся:

- Отсутствие единых норм и ценностей в развитых социальных институтах.

- Нежелание понимать и признавать ценности «иных» людей.

- Отсутствие своевременной помощи со стороны службы сопровождения, родителей, педагогов, товарищей и т. д.

Создали систему взаимодействия всех социальных структур. Работа строится исходя из анализа тех условий, в которых проживает, воспитывается, общается ребенок. В начале каждого года составляется социальные паспорта классов, исходя из которых, строим социальный паспорт школы. Выявляются различные категории учащихся и их семей. Это позволяет определить первичное звено социализации и увидеть проблемы, которые можно решить.

Следующим шагом выявления проблем является социометрия каждого классного коллектива. Что позволяет выявить проблемы социализации на этом этапе.

Проведение анкет, диагностик об интересах, друзьях и т.д. позволяет найти проблемы на третьем уровне социализации. Выявление проблем ведет нас к практическим действиям по оказанию помощи учащимся, родителям, педагогам. Только совместными усилиями можно помочь детям преодолеть проблемы социализации.

 

В современных условиях в работе различных социальных структур, определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

- Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия, льготы, помощь в быту)

- Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта)

- Влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог, педагог-психолог.

Для создания комфортных условий социализации в школе создаются социальные проекты:

- Школьный дворик. (Проект призван выявить творческую инициативу учащихся по благоустройству школьной территории).

- Конкурс социальных проектов по благоустройству поселка.

- Конкурс баннеров о поселке.

- Театральная студия «Экспромт». (Участники театральной студии, проигрывая различные жизненные ситуации, учатся самостоятельно находить пути выхода из них).

- Пресс-центр. (Дети, участвующие в этом проекте пытаются опробовать новые для себя роли).

Специалистами службы сопровождения разработан и реализуется элективный курс «Отцы и дети». Данный курс позволяет совместными усилиями учителей, родителей и учащихся находить пути выхода из различных жизненных ситуаций. Формы проведения занятий позволяют каждому реализовать свои скрытые возможности и таланты. Это диспуты, ситуации-пробы, конференции, деловая игра, конкурсы.

Социальная программа «Семья». Данная программа внедряется в нашей школе и помогает учащимся успешно социализироваться в обществе.

Социальный проект «Лидер XXI века». Проект направлен на выявление деятельных, способных отстоять свою позицию, критически мыслящих ребят.

Социальный педагог играет в реализации этих программ немаловажную роль, являясь специалистом, барометром ситуации и погоды в школе, педагогом-сопровождающим и ребенка и учителя, координатором действий между учителем- учеником- родителем.

Вместе мы можем помочь школьнику пройти процесс социализации. Наша совместная задача, скоординировав свою работу, ослабить опасные для школьников тенденции развития, укрепить ценности, необходимые для позитивного развития личности, создать все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь. Объединив также усилия, школы и родителей, мы сможем увидеть сильную личность, достойного гражданина, который преодолевает трудности, умеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, свое Я.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.