КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мальчики и девочки дошкольного возраста
Особенности девочек, мальчиков дошкольного возраста Гендерное воспитание дошкольников. Пол будущего ребенка определяется уже в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Половые различия закладываются на ранних этапах эмбрионального развития, а именно на 6-й неделе внутриутробной жизни; на 8-10-й неделе формируются внутренние половые органы и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин.
Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики в первые шесть месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до 4 лет. После 3 лет процесс роста стабилизируется (5-6 см в год), однако имеются «пики», или «максимумы», скорости. Первый максимум прослеживается в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. У девочек подвижность позвоночника выражена несколько больше, чем у мальчиков. Исследователи объясняют это тем, что у женщин относительно короче, чем у мужчин, грудной и длиннее шейный и поясничный отделы. В дошкольном возрасте позвоночный столб очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В возрасте от 4 до 7 лет нарушения осанки возрастают; причем их количество у девочек выше, чем у мальчиков. Объясняется это невысокой двигательной активностью девочек. Кроме нарушений осанки в дошкольном возрасте нередко встречается деформация стоп. Плоскостопие нарушает двигательную, балансировочную и особенно рессорную функцию стопы, отражаясь на функционировании всего организма и предопределяя различные типы нарушений осанки. У мальчиков плоскостопие встречается чаще, чем у девочек. Необходимо помнить, что до 4-5 лет плоская стопа оценивается как этап ее развития и не является патологией. Замечено, если у детей 4-7 лет нет существенной положительной динамики в состоянии стопы, плоскостопием, как правило, страдают родители и другие дети в семье. У детей от 3 до 7 лет потребность организма в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная емкость легких; причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек чуть выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода. Следует помнить, что ни увеличивающаяся подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения не могут компенсировать полной потребности ребенка в кислороде. Поэтому у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это результат кислородного голодания. У девочек и мальчиков различается и физиологическая сторона восприятия. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В 7-8 лет у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» (кукол, тряпочки), играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. У девочек ниже порог болевой и тактильной чувствительности и помимо тактильной чувствительности лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов. Имеются различия и в речи представителей обоих полов. У девочек и женщин преобладают имена существительные и прилагательные, часты междометия. При передаче прочитанного рассказа, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. Обычно мальчики начинают говорить несколько позже девочек, поэтому в их словаре часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние. Мальчики более разносторонни, и это проявляется уже после 5 лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в 5 лет уже «женщины», видящие намного больше, лучше разбирающиеся в людях, часто скрытные, иногда недоброжелательные к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести лучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее. У мальчиков даже при материнской сверхопеке в 4 раза чаще, чем у девочек, бывают переломы, сотрясения головного мозга, не считая синяков и шишек. Это, образно говоря, плата за прирожденную отвагу, предприимчивость, активность, стремление испытать себя, познать новое, пробежать быстрее, прыгнуть дальше. А девочка тем временем баюкает куклу и смотрит на героя с восхищением или, напротив, с неодобрением, глазами женщины. Мальчики ломают игрушки чаще девочек. Это может быть названо началом характерной для мальчиков преобразующей деятельности, которую нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать - эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды). В игре ребенок обретает жизненные навыки, которые потребуются ему во взрослой жизни. Можно пройтись по детской и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы понять, как они формируют полоролевой стереотип, способствуют развитию творческого потенциала ребенка и выработке у него конкретных навыков и умений. В комнатах мальчиков обычно больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камешками, перышками и шишками, наборы зверушек, рыцари и гномы, корзинка с шариками, грузовики и легковушки, роликовые коньки и велосипед и т.д. Большинство этих игрушек способствует тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире. У него развиваются крупные и мелкие мышцы, совершенствуется координация рук и глаз, а также точность визуально-пространственного восприятия. Многие игрушки требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий. Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Комплект собачек и лошадок, настольные игры, куклы, ящик «с драгоценностями», календари и наклейки, кухонная утварь, утюг... И это далеко не весь перечень вещей, которые есть у девочек в комнатах. Они ориентированы на домашние дела и уход за детьми, которые также Их интересы - это техника, подвижные, в том числе военные, игры, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением у мальчиков пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. Мы уже говорили о том, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, мальчики отражают большее пространство, больше улиц, дворов, домов. Вместе с тем в играх дошкольников проявляется и их способность к творческой деятельности. Девочки используют игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Наблюдая за поведением дошкольников в детском саду, исследователи пришли к заключению: в последние годы агрессивность и мальчиков, и девочек возросла. По форме агрессия девочек отличается от агрессии мальчиков: агрессивные девочки стараются избегать прямого выражения открытой враждебности, так как подвергаются за это наказаниям. У них преобладает словесная агрессия (обзывают, кричат). Но ныне нередко девочки, как и мальчики, стали прибегать к дракам. Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки - природу, людей. Еще в 70-е годы прошлого века было показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют различную генетическую основу. Дальнейшие исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении задач, выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется. Девочки лучше выполняют типовые, шаблонные задания. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Им лучше «недообъяснить», чтобы натолкнуть на нахождение решения. Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек - кто оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Девочки эмоционально реагируют и на положительные, и на отрицательные оценки. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Девочку, прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание, так как иначе бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно плохо и что надо изменить. Давать оценку деятельности мальчиков и девочек следует разными словами: слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков, девочкам следует давать положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница». Филиппова С. Мальчики и девочки дошкольного возраста // Здоровье дошкольника. - 2010. - № 6.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |