Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чего не представляют собой понятия




Идея, что понятие есть значение, заменяющее общее правило для отождествления и вмещения частностей, может быть противопоставлена некоторым общепринятым ложным взглядам на его природу.

1. Понятия не выводятся из массы различных определенных объектов путем ощущения тех свойств, в которых они различаются, и сохранения тех, в которых они схожи. Происхождение понятий описывается иногда так, как будто ребенок начинает с массы различных частных вещей, например, отдельных собак: собственной его Фи-дельки, соседского Карло, Трея двоюродного брата. Имея перед собой все эти различные объекты, ребенок разлагает их на массу различных качеств, например: а) цвет, b) величина, с) форма, d) число ног, е) количество и качество шерсти, f) органы пищеварения и т.д., и затем вычеркивает все несходные качества (как цвет, величина, форма, шерсть), сохраняя черты, как четвероногое, домашнее, которыми они все вообще обладают.

В действительности, ребенок начинает с того значения, которое он приобрел от одной собаки, которую он видел, слышал и трогал. Он нашел, что может перенести с одного опыта относительно данного объекта на последующий опыт известные ожидания определенных характерных способов поведения, — может ожидать их даже раньше, чем они появятся. Он склонен принять это положение предвидения всякий раз, как представляется какая-нибудь нить или побуждение, — где только объект дает ему для этого какое-либо основание. Так, он называет кошек маленькими собаками или лошадей большими собаками. Но находя, что другие ожидаемые признаки и способы действия не появляются, он принужден отбросить известные признаки из понятия собаки, между тем по контрасту известные другие признаки выбираются и подчеркиваются. По мере того, как он дальше прилагает понятие к другим собакам, понятие собаки становится все более определенным и уточненным. Он не начинает с массы данных объектов, их которых извлекает общее понятие; он старается применять ко всякому новому опыту то из прежнего, что поможет его понять, и так как этот процесс постоянного предположения и экспериментирования завершается или отвергается последствиями, его понятия приобретают форму и ясность.

2. Подобным образом понятия являются общими вследствие их использования и применения, а не вследствие их составных частей. Взгляду на происхождение понятий из невозможного рода анализа соответствует идея, что понятие составляется из всех сходных элементов, остающихся после разложения известного числа частных случаев. Это не так: в тот момент, когда понятие составляется, оно является действующим орудием для дальнейшего понимания, средством для понимания других вещей. Таким образом, понятие распространяется, чтобы включить эти вещи. Общность заключается в применении к пониманию новых случаев, а не составных частей. Собрание признаков, сохранившихся, как общий остаток, caput mortuuni, миллиона объектов был бы только коллекцией, инвентарем или агрегатом, а не общей идеей; выдающаяся черта, отмеченная в каком-нибудь одном опыте, которая потом служит для понимания какого-нибудь другого опыта, становится, благодаря этому применению, до известной степени общей. Синтез не является делом механического сложения, но приложением чего-либо уже открытого в одном случае для выяснения других случаев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.