Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства речи




Содержательность характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего
Понятность обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям
Выразительность связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом
Действенность определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей

Функции речи:

 

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.

Механизмы речи (по Н. И. Жинкину):

  1. Механизм программирования речевого высказывания.
  2. Группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической) структуре предложения, включает: механизмы грамматического прогнозирования синтаксической конструкции; механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию грамматических характеристик слов; механизм перехода от одного типа конструкции к другому (трансформации); механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и др.
  3. Механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам, и механизм моторного программирования синтагмы.
  4. Механизм выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками.
  5. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой.

Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам:

ВИДЫ РЕЧИ  
ВНЕШНЯЯ Общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. ВНУТРЕННЯЯ Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.
УСТНАЯ Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции. ПИСЬМЕННАЯ Очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. АФФЕКТИВНАЯ Нет замысла, очень проста, ограничена: «Axl», «Ну, погоди!»
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Возникает как ответ На вопрос, не требует специальной подготовки. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ Развернутая и связная речь. Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.
         

 

Основные направления развития речи индивида: развитие речи идет от ситуативной к контекстной; от элементарных механизмов к высшим уровням языка и лишь затем к произвольности, к сознательному оперированию знаковыми единицами.

 

Общение - это осуществляемое знаковыми средства­ми взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Взаимодействие двух или более людей, состоя­щее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В структуре общения традиционно принято выделять три компонента: ког­нитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский) или гностический, аффективный, праксический (А.А. Бодалев).

Цели общения: установление контакта; информационный обмен сообщениями; побудительная стимуляция (склонение к каким-либо поступкам); координация; понимание; эмотивность (обмен эмоциями); установление отношений; оказание влияния.

Три стороны общения (Г.М. Андреева):

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона) — взаимодействие людей между собой. Кооперация и конкуренция.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона) — обмен между людьми различными представлениями, идеями, информацией, а также невербальными средствами общения (жесты, мимика, пантомимика, паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков).

Общение как восприятие (перцептивная сторона) — восприятие партнёрами по общению друг друга и тех сообщений (вербальных и невербальных), которые передаются. Умение слышать и слушать.

Правила общения:

1. говорите на языке партнера.

2. подчерки­вайте значимость партнера, проявляйте уважение к нему.

3. подчерки­вайте общность с партнером.

4. проявляйте интерес к проблемам партнера.

5. используйте приёмы активного слушания.

 

Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Функции педагогического общения:

  1. Информационная;
  2. Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
  3. Побудительная – стимуляция активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
  4. Амотивная – побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Три группы барьеров педагогического общения:

― личностные, барьеры неправильной установки сознания (стереотипы мышления, предвзятость, неправильное отношение друг к другу и др.). Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях.

― социально-психологические;

― физические.

Виды педагогического общения (Е.Е. Кравцова, 2009):

  1. «над, или сверху» и «под, или снизу». Предполагается неравенство партнёров по общению, обязательно наличие обучаемого, а также знаний и умений, необходимых для передачи обучаемым, тем самым обеспечив им развитие.
  2. «на равных». Партнёры по общению являются равноправными, сотрудничают друг с другом.
  3. «независимый». Независимость в общении со стороны обучаемого носит, в основном, демонстративный, отстранённый, характер (например, «не смотрит», как студенты выполняют контрольную работу).
  4. «пра-мы». Этот вид позволяет создать общий субъект общения, или коллективный субъект, когда обучающий активно включает обучаемого в процесс самообучения, сопровождая свою деятельность необходимыми комментариями и фразами типа: «Итак, мы сейчас рассмотрим характеристики этого явления».

Позиции педагогического общения, связанные с особенностями взаимодействия субъекта с ситуацией (Е.Е. Кравцова):

доситуативная – субъект общения по своему, не как все, воспринимает ситуации общения, да и сам их контекст.

ситуативная – общение полностью связано с той ситуацией, в которой используется.

надситуативная – эта позиция позволяет субъекту общения посмотреть на ситуацию со стороны, понять её целостный смысл.

внеситуативная — эта позиция не меняется в зависимости от характера ситуации и партнёра по общению, предполагает понимание всех ключевых моментов и непосредственно связана с развитием личности человека.

 

Психология личности

Личность — это социальный индивид, субъект обществен­ных отношений, деятельности и общения.

Ассоциация (в социальной психологии) — группа, межличностные отношения в которой опосредованы содержанием внутригруппового общения, а совместная деятельность либо отсутствует, либо не влияет на отношения между членами группы.

Активность — свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Аутсайдер — термин из зарубежной социальной психологии, обозначающий члена группы, отвергаемого ею по причине психологической несовместимости.

Барьер психологический — мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой людей.

Группа социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения. Группы могут быть реальными или условными.

Диффузная группа группа, межличностные отношения в которой не опосредованы содержанием совместной деятельности.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность — личность в ее своеобразии.

Интерес — одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

Когнитивный диссонанс — неприятное побудительное состояние дискомфорта, вызванное противоречием между противоположными знаниями.

Коллектив — группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Конформность — внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество.

Личностный смысл — субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Личности нарушения — нарушение структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при различных заболеваниях.

Мотив достижений — характеристика мотивационной сферы человека, отражающая стремление к наилучшему выполнению деятельности в ситуациях достижения.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Межличностные отношения — вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения.

Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением.

Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Ролевая теория — одна из концепций в социальной психологии, согласно которой человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом является воспитание.

Социометрия — социально-психологический метод, предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов.

Самоконтроль — регуляция самой личностью своего состояния.

Самооценка — оценка личностью самой себя.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в определенных ситуациях.

Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям человека и неадекватным (заниженным, завышенным).

Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Установка — неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Эмпатия — способность понимания психических состояний других людей и сопереживание им.

Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Ядро коллектива — группа членов коллектива, формирующая общее мнение.

Структура личности (К.К. Платонов):

подструктура направленности объединяет отношения и моральные черты личности, в ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность; в формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества. подструктура социального опыта включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения
подструктура форм отражения (психологическая) охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни подструктура биологически обусловленная объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга

Социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика — как носителя моральных убеждений. Педагогика — как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты. Иными словами, личность — это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Мера этого развития — воплощение в личности «надличностных», общественно-исторических потребностей развития человечества.

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Структура личности (по С.Л. Рубинштейну):

направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.
знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.

Все психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Общее строение мотивационно-потребностной сферы человека:

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.

Современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении — сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности.

По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками: любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу: потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей:

 

Виды потребностей:

материальные лежат в основе жизнедеятельности человека
духовные специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития личности
социальные выражают общественную природу человека. исключительно важное значение в жизни челов играют такие социальные потребности, как потребность в общении и в труде

Потребности выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.

Характеристика мотивов:

Осознанные — человек отдаёт себе отчёт в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Характеризуется интересами, убеждениями, стремлениями.

Неосознанные — человек не отдаёт себе отчёт в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. Характеризуется установками, влечениями, конформизм (подчинение личности давлению группы; как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции).

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. По своей роли не все мотивы направлены на одну или несколько деятельностей равнозначны. Как правило, один из них, главный, другие вторичные.

А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1 — побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы; 2 — придают деятельности субъективный характер, личностный смысл. Это смыслообразующие мотивы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.