КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические явления и процессы в различных социальных группах
Стили педагогического руководства Педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. Он выделил: 1. Авторитарный. Общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегал к тону приказа, делал резкие замечания. Характерными были также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. 2. Демократический. Оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений. 3. Попустительский (либеральный). Педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее. Было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего. Важно было и то, что участники отмечали низкую удовлетворенность работой в группе попустительского стиля, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.
Психология общества имеет свою сложную структуру, в которую обычно включают системообразующий и системно-динамический слои, а также базовые компоненты. Системообразующий слой включает в себя явления, задающие качественное своеобразие психологии общества и определяющие основные особенности ее как целостности. Они и причина консервативности, трудной изменчивости, «верности» длительному историческому опыту и выводам из него. К ним относятся общественные интересы, потребности, убеждения, идеалы, память, верования, традиции, обычаи и т. д. Системно-динамический слой состоит из постоянно возникающих и исчезающих проявлений психологии общества и являющихся следствием изменений, происходящих в нем. К нему относится смена общественного мнения, настроений, ожиданий, решений. Базовые компоненты психологии общества представляет собой непосредственное ее содержание и включают в себя общественное сознание и самосознание, духовно-психологическую культуру, менталитет народа, социально-психологический климат и общественную активность. Общественное сознание — это результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития. Общественное самосознание представляет собой психологическую самоидентификацию населения как общества, характеризующуюся осознанием им своей целостности и своеобразия отличия от населения других государств. Духовно-психологическая культура — исторически определенный уровень (степень) развития духовных сил и возможностей народа, системы доминирующих в нем духовных ценностей. Обычно в ней выделяют культуру ценностей, отношений, норм поведения, мышления, нравственности, воспитанности, языка, национальной символики (гербы, флаги, гимны, традиции, обычаи, ритуалы), культуру искусства, социальную, политическую, правовую и др. Менталитет народа — исторически сложившийся психологический склад мышления, образ мыслей, оценок, духовных установок, привычных социальных предпочтений ц вкусов людей, живущих в обществе. Психологический климат в обществе — проявление общественной психологии как благоприятной или неблагоприятной для жизни и деятельности населения, его групп и граждан. Общественная активность — это реальная практика поведения населения, оцениваемая с социальных позиций и направленности на обеспечение сбалансированности интересов личности и группы. Общество состоит из социальных групп, представляющих собой устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами. Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми. Большие группы — общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности: • они постоянно развиваются и совершенствуются; • они имеют свои сугубо специфические интересы; • они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие; • они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру. Обычно различают классы, этносы (нации), политические общественные организации, религиозные конфессии. Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами. Малые группы — небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. Микрогруппы — группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами. Организованные группы — группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время. В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях, обычно называют массовидными, т.е. возникающими стихийно в общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов. Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношение людей в группах. К ним относят подражание и заражение. Подражание — это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей. Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеют заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий. Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Первичные группы — группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми. Вторичные группы — это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми. К психологическим явлениям, возникающим в группах относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности. Общесоциальные процессы представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение. Взаимодействие — это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи. Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих. Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей. Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах, представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классовых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях. Классовая психология (психология различных классов) — это психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности представителей последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей. Национальная (этническая) психология — это психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Политическая психология (политико-психологические феномены) — это психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций и являющиеся составной частью общественной психологии, с помощью которой осмысливается система политических отношений в государстве. В свою очередь, политика (политические отношения) представляет собой организационную Религиозная психология — это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |