Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика профессиональных способностей абитуриента




 

Необходимость оценки профессиональных способностей через импровизационные упражнения возникает уже на вступительных экзаменах в театральную школу. Совершенно справедливо заметил профессор В. В. Петров: «Испытуемый может проявить свой

¶талант, только находясь в состоянии вдохновения. Нужно думать о создании условий, этому моменту содействующих»[54]. Сложность, как полагает Петров, состоит в выборе верного теста, который сможет раскрыть каждого конкретного студента. «Уметь раскрыть его (ее) такого, каким он есть на самом деле, а не „навязать" ему (ей) свое представление, т. е. каким он должен быть по нашему мнению»[55].

Особенную ценность для проверки способностей абитуриента через импровизационные задания представляет контрольный урок, который следует проводить между вторым и третьим туром. Урок ценен тем, что проходит в атмосфере непринужденной игры, абитуриенты работают в импровизационном самочувствии, что само по себе много может сказать педагогу о поступающем. Здесь проявляется воображение абитуриента, способность к моментальному включению в игровую ситуацию, чуткость к партнеру, заразительность, чувство юмора и эксцентрика.

Большое значение в такого рода тестах имеет импровизационная игра педагога с абитуриентами. Принимая участие в наборе курса (руководитель — профессор А.С. Шведерский), автор проверил на практике высказанные выше положения. Абитуриентам были предложены задания: 1.«Попросить деньги взаймы». 2. «Заблудился». Педагог, находясь на сцене, встречался в этюде с каждым абитуриентом и вступал с ним в импровизированный диалог. Согласно предлагаемой ситуации возникали и соответствующие взаимоотношения.

Ситуация, когда мы просим денег взаймы, сопровождается определенными трудностями. Здесь и обстоятельства, заставляющие нас это сделать, и преодоление смущения и неловкости от самой встречи с человеком, у которого мы просим деньги. В предложенной импровизации абитуриент сам, обращаясь к педагогу как к партнеру по сцене, превращал его в отца, деда, приятеля, учителя, соседа и т. д. Педагог, конечно, принимал условия игры, но был волен обострять ситуацию, создавая абитуриенту самые замысловатые препятствия. Таким препятствием мог стать пожар на даче, который устроил внук своему деду, наркотики, найденные в столе, опоздание на встречу, не отданный прошлый долг и т. д. В такого рода импровизации вышеназванные способности абитуриента проявляются в полной мере.

¶Если первое упражнение ставило целью проверку способности к сценическому действию от своего лица, то второе импровизационное упражнение предполагало определение способности к перевоплощению. По условию задания, абитуриент должен был сыграть иностранца, заблудившегося в незнакомом городе и просящего помощи у случайного прохожего. Возраст, национальность, обстоятельства места, времени и т. д. определял сам абитуриент. Задача педагога была — сыграть прохожего на улице. В этой роли педагог также создавал абитуриенту дополнительные трудности: не понимал иностранной речи, путался в объяснениях, пугал и т. д. Это была своего рода творческая провокация, инструмент раскрытия эмоциональной природы существования в характере. Упражнение проверяло еще и чувство юмора, чему придавалось большое значение. Импровизации развертывались на глазах у остальных абитуриентов и педагогов, и удачные моменты «публикой» приветствовались. Контрольный урок проходил в легкой, творческой игровой атмосфере.

В такого рода заданиях, особенно при появлении дополнительных препятствий на пути осуществления поставленной задачи, проверяется воля, творческая увлеченность, сила воображения, способность видеть реального партнера и существовать «по-живому» в вымышленной ситуации. Выполнение задания требует импровизационного самочувствия. В нем в достаточной степени проявляется и личностное начало абитуриента.

Созданию импровизационного, игрового самочувствия способствует использование музыки, аксессуаров, выгородок, реквизита, музыкальных инструментов. Игры в оркестр, цирк, эстраду, инсценировка басен, показ явлений природы, животных, подражание известным актерам, реклама, телевизионное шоу, пантомимы, песни и т. д. раскрывают темперамент, богатство и разнообразие чувств, выявляют волю и артистизм абитуриента.

Проверка чувства правды физического самочувствия, логики и последовательности физического поведения: «Прыжок через пропасть», «Нести кастрюлю с горячей водой», «Жаркий день», «Пройти по горячему песку босиком», «По высокому снегу в валенках», «По улице в ботинках, которые сильно жмут», «Стоять на крыше высокого дома и чистить снег или чинить антенну»,

«Холодный душ», «Темно», «Новая прическа», «Длинное платье», «Сильный ветер», «Грязные руки», «Знакомые шаги», «Любимая игрушка», «Вещь любимого человека» и т. д.

Проверка способностей к импровизационному общению: «По-разному здороваться», задать вопрос: «Как пройти?», «Извиниться», «Прощаться различным образом». Абитуриент должен быть готов по просьбе педагога выполнить эти задания многократно. По способности варьировать приспособления педагог может судить о гибкости воображения абитуриента, о его творческой фантазии. В заданиях такого рода существенно участие педагога в предлагаемом импровизационном диалоге. Задача — по возможности обострить конфликт, неожиданно повернуть ситуацию в другую сторону и т. д. Педагог получает возможность оценить абитуриента как партнера, способного или не способного к продуктивному, импровизационному общению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.