Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка освоения этапов обучения




РАБОТА НАД ХАРАКТЕРОМ

 

Импровизационные этюды могут применяться как инструмент исследования жизни персонажа. За основу таких упражнений принимаются события, существующие или упоминаемые в тексте. С помощью этюдов исследуется сценическая жизнь персонажа в событиях, происходящих в пьесе до, во время и после свершения

сценического действия. Например: «Прошло двадцать лет», «Накануне», «Что происходило с персонажем, пока его не было на сцене?». Это импровизация—разведка «закадровых» кусков роли для создания ощущения непрерывности жизни персонажа. О Рассказ о линии своей роли, проходящей через всю пьесу. О Интересны и вымышленные ситуации, которые раскрывают характеры персонажей. Например, Марья Антоновна и Анна Андреевна выбирают в магазине нижнее белье или подарок Хлестакову.

· Персонажи могут соединяться произвольно для общей импровизации в одном событии: пожар, общий обед, бал, прием высокого гостя, аукцион, базар, похороны и т. д.

· Персонажа можно поставить в ситуацию устройства на работу. Импровизированный диалог будет развивать обоих участников. Придуманное собеседование может касаться не только получения значительного поста или временной, незначительной работы, но и жалобы на сотрудника, увольнения, получения поощрения или награды, повышения жалования, обвинения в растрате или дурном поступке.

· Этюд: «Я о себе, другие обо мне». Это монологи-импровизации в оправданной ситуации, в которых используется текст пьесы и свой импровизационный текст.

· Импровизации на тему: «Хороший и плохой сон моего персонажа».

· Неожиданные для персонажа события. События, которые запечатлелись в памяти или повлияли на формирование характера, либо определили конфликт пьесы. В этих упражнениях нужно поощрять желание студента идти на неожиданность, его готовность использовать любую случайность, возникшую на сцене.

· Импровизационная работа с предметом. Как предмет может работать против выявления характера персонажа или, наоборот, помогать ему. В данном случае начинать упражнения нужно с простых предметов, используемых по назначению, например, с перчаток, зонта, шарфа и т. д. Затем следует этюд на существование персонажа в событии. Здесь действия с предметами приобретают характер приспособления, т. е. делаются художественным выразительным средством. В результате импро-

визационным способом отбираются те предметы, действия с которыми служат наиболее полному и выразительному раскрытию персонажа.

 

Импровизация служит такой важной педагогической задаче, как определение степени подготовленности учеников. Если учебный процесс был правильным, то подготовленный организм актера будет продуктивно действовать даже при импровизационном характере исполнения задания. При этом этюды (требующие репетиционного процесса) и импровизации (не требующие репетиционного процесса) определяют разные стороны подготовленности будущих актеров. И.Э.Кох полагал, что заранее отработанными упражнениями (этюдами) проверка степени подготовленности учеников к умению действовать без подготовки осуществлена быть не может [57]. Эта задача решается только с помощью импровизации. Метод одновременного использования импровизационных и подготовленных этюдов может быть применен на занятиях мастерством актера. Таким образом, можно проводить контрольные упражнения после освоения каждой важной темы поэтапных требований.

Опираясь на применения импровизации в педагогической работе И. Э. Коха, 3. Я. Корогодского[58], О. П. Табакова[59], можно предложить следующую схему проведения подобного теста.

В период подготовки к сессии педагогами отбирается определенное число наиболее содержательных, интересных, жизненных импровизаций. За три урока до зачетного занятия весь состав курса и педагоги подробно оговаривают каждую отобранную ситуацию, ее предлагаемые обстоятельства. Ученикам дается возможность выполнить некоторые из предложенных схем. Таким образом, все участники экзамена как бы «примеривают» ситуации и внутренне настраиваются на определенный круг предлагаемых обстоятельств. Каждой схеме дается название и порядковый номер. Студент тащит билет и получает три-четыре минуты на подготовку. Партнер в случае парного этюда определяется прямо на зачете. Важнейшим условием проведения подобного теста является точное определение того, что фиксируется, а что импровизируется. Обычно в последнем случае — это отобранные предлага-

емые обстоятельства этюда. Игра предлагаемыми обстоятельствами является одним из способов рождения продуктивной сценической импровизации.

На контрольном уроке студенты должны знать, какой комплекс предлагаемых обстоятельств зафиксирован. Например: август, раннее утро, возвращение домой после свидания. Задание предполагает импровизационное выполнение. Но может быть и так, что педагог оставляет за собой право добавить неожиданное обстоятельство в процессе выполнения задания. Это может быть и «потеря важного документа или вещи», и «записка с сообщением» и т. д. Не теряя уже освоенных предлагаемых обстоятельств, нужно органично включить в действие новые и довести развитие этюда до логического завершения.

Думается, в построении подобных тестов следует тренировать использование предлагаемых обстоятельств трех типов: малого, среднего и большого кругов. Конечно, круги предлагаемых обстоятельств — понятия подвижные. Интерес представляет ведущее предлагаемое обстоятельство малого круга, определяющее событие. В ходе выполнения теста или перед его началом педагог может дать ведущее предлагаемое обстоятельство. Остальные предлагаемые обстоятельства в большинстве случаев находятся в противоречии с обстоятельством ведущим. Многообразие обстоятельств обеспечивает конфликтность действия и эффективность импровизации. Борьба с предлагаемыми обстоятельствами малого круга и логика поведения в этюде проверяются в импровизации с обстоятельствами большого и среднего круга.

Темой импровизации может стать такой важный элемент актерской игры, как смена одного события другим, т. е. сценическая оценка. Смена объекта внимания, собирание признаков от низшего к высшему, установка нового отношения и рождение нового действия являются благодатной почвой для импровизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.